«Промышленная элита России»

 

В первые дни Великой Отечественной войны в г. Тюмень были эвакуированы заводы, производящие продукцию для фронта. Тюмень ковала победу в тылу. Среди множества заводов, перевезенных из западных регионов нашей страны, был Завод АТЭ-2, эвакуированный в декабре 1941 года из г. Москвы. Завод был размещен на площади артели «Рекорд» в помещении бывшей Гусевской мельницы. В 1943 году в его состав вошли Калужский завод мотоэлектрооборудования, Ленинградские электротехнический и карбюраторный заводы. В 1944 году завод переехал на территорию бывшего мотозавода и производил электроаппаратуру для автомобилей, тракторов, танков, мотоциклов и самолетов, сигналы СЖ-24 для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, сигналы и магнето для мотоциклов, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5, замки зажигания, приборы для установки на танках и самоходно-артиллерийских установках.

В 1945 году завод успешно выполнил плановые задания и включился в выполнение программы возрождения экономики и ликвидации последствий войны. Постепенно завод перешел на производство мирной продукции.

В 1951-1963 годы завод носил название «Тюменский завод автотракторной электроаппаратуры». Предприятие освоило производство электронных коммутаторов, свечей зажигания, бензонасосов, наладило производство товаров широкого потребления: электрокипятильников, электроплиток, счетчиков расхода газа. Коллектив завода насчитывал несколько тысяч рабочих.

В 1953 году в г. Тюмень на должность директора завода был направлен Соловьев Михаил Сергеевич – человек очень интересной судьбы, для которого далекий сибирский город впоследствии стал родным.

 

 

Соловьев Михаил Сергеевич. Портрет.

г. Тюмень, 1972.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.45.

 

Соловьев Михаил Сергеевич (1903–1980) – член КПСС с 1926 года, участник Великой Отечественной войны (1941-1945), рабочий Харьковского тракторного завода (1931–1936); завода «Красный Октябрь» (г. Киржач) (1936–1941); служил в РККА в качестве командира отдела ПТР на Калининском фронте (1941–1943); начальник цеха минных взрывателей завода «Красный Октябрь» (1943–1950); директор Винницкого завода автоэлектроаппаратуры (Украинская ССР) (1950–1953); директор Тюменского завода АТЭ (1953–1959); директор Тюменского завода медицинского оборудования и инструментов (1959–1961); депутат Тюменского городского совета депутатов трудящихся V, VI и VII созывов.

В ГБУТО «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» в архивном фонде Ф.4012 «Документы личного происхождения государственных, политических и общественных деятелей Тюменской области» на хранении находятся личные документы, иллюстрирующие богатую на события жизнь этого удивительного человека.

Михаил Сергеевич родился 2 ноября 1903 года в г. Коломна Московской области. Отец был рабочим на Коломенском машиностроительном заводе. Окончив 4 класса, Михаил пошел работать на этот же завод, продолжая традиции семьи. В машиносборочном цехе Коломенского завода начал трудовую деятельность учеником токаря и к 1924 году получил 7 разряд.

 

 

Справка Коломенского Машиностроительного завода Соловьеву М.С., ученику токаря, о стаже работы.

г. Коломна, Московская область, 14.[06].1924.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.2. Л.1.

 

Несмотря на тяжелые условия работы, юный Михаил был технарь с душой лирика. В эти годы им были написаны первые стихотворения «Весна», «Мишка токарь» и др.

 

 

Соловьев М.С. Стихотворение «Мишка токарь».

г. Коломна, Московская область, май 1924 г.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.3. Л.3об., 4.

 

Во время работы на заводе произошло становление зрелой личности, формирование гражданской позиции. В 1919 году Михаил стал членом профсоюза, в 1923 – вступил в комсомол. После смерти Ленина В.И., в Ленинский призыв подал заявление в кандидаты ВКП(б). Молодой Советской республике необходимы были профессиональные инженеры, и в 1924 году Коломенский горком комсомола направил молодого перспективного рабочего Соловьева М.С. на рабфак Московского Высшего технического училища им. Рыкова (ныне – ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»). Учеба длилась три года. Серьезность и качество подготовки молодых специалистов подтверждает тот факт, что по окончании рабфака выпускник имел право поступать во все высшие учебные заведения страны без проверочных испытаний.

 

 

Свидетельство Московского высшего технического училища им. А.И. Рыкова Соловьеву М.С. об окончании рабочего факультета.

г. Москва, 15.06.1927.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.2. Д.4. Л.1.

 

Во время учебы принимал активное участие в общественной жизни факультета, не оставляя увлечения поэзией.

 

 

Члены редколлегии студенческой газеты рабфака при Московском высшем техническом училище. Слева направо, второй – Соловьев М.С.

г. Москва, 1922.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.21.

 

Закончив рабфак Московского высшего технического училища им. Рыкова, Михаил продолжил учебу в Ленинградском инженерно-экономическом институте им. тов. Молотова. Это был первый набор в новый советский технический вуз.

Обучение в институте длилось 4 года. За это время Михаил окунулся в изучение технических дисциплин, экономики, планирования. Одновременно в рамках учебной программы изучались и военные предметы, такие как: «Артиллерия и военно-химическое дело», «Стрелково-хозяйственное дело», «Военно-инженерное дело» и др. Знание этих дисциплин пригодилось в дальнейшем, во время Великой Отечественной войны. Студент Соловьев принимал активное участие в общественной жизни института. Так же, как и на рабфаке, работал в составе редколлегии студенческой газеты, участвовал в культурно-массовой работе института. В 1931 году молодой инженер Соловьев М.С. получил первый документ о высшем инженерном образовании с квалификацией «Инженер-экономист по планированию».

 

 

Коллектив ученической бригады 1 курса Ленинградского инженерно-экономического института им. тов. Молотова. Сверху вниз, слева направо, во втором ряду, первый – Соловьев М.С.

г. Ленинград, 1927.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.22. Л.1.

 

 

 

Первый выпуск Ленинградского инженерно-экономического института им. тов. Молотова.

г. Ленинград, май 1931 г.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.23.

 

 

 

Свидетельство Ленинградского инженерно-экономического института им. тов. Молотова, выданное Соловьеву М.С., о получении специальности «Планирование металло-промышленности».

г. Ленинград, 1932.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.4. Л.7..

 

Впереди открылась широкая дорога для реализации на производстве полученных инженерных и экономических знаний. По направлению Высшего Совета народного хозяйства СССР был направлен в г. Харьков Украинской ССР на Тракторный завод им. С. Орджоникидзе. Приступил к работе 12 июня 1931 года в должности инженера-экономиста, а затем возглавил группу оперативного планирования, где и проработал до 25 августа 1936 года. В это время также принимал участие в общественной жизни завода, был активным пропагандистом, за что и был премирован руководством завода фотоаппаратом и велосипедом. В 1936 году Михаил Сергеевич по указанию Государственного управления тракторной промышленности был переведен в г. Киржач Ивановской области на завод «Красный Октябрь». Годы работы были насыщенны: интенсивная работа на производстве, общественная нагрузка пропагандистом, член Киржачского районного комитета ВКП(б). Отсюда в 1941 году с началом Великой Отечественной войны призвали на фронт. Воевал на Калининском фронте с 1941 по 1943 годы. Награжден Орденом Славы III степени. После тяжелого ранения восстанавливался в эвакогоспитале г. Халтурин (ныне – г. Орлов) Кировской области.

 

 

Список книг, прочитанных Соловьевым М.С. в эвакогоспитале.

г. Халтурин, 1942.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.8. Л.1.

 

Ну и, конечно же, стихи! Михаил Сергеевич отправлял из госпиталя стихотворные послания матери и родным.

 

 

Соловьев М.С. Стихотворение «Письмо к Матери», написанное в эвакогоспитале.

г. Халтурин, февраль 1943 г.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.1. Л.13.

 

 

Еще шла война, но по состоянию здоровья Михаил Сергеевич был снят с воинского учета и вернулся в г. Киржач на завод «Красный Октябрь», где был назначен на должность начальника цеха минных взрывателей.

В послевоенное время в Советском Союзе остро стоял вопрос восстановления промышленности, и грамотные профессиональные кадры были особо необходимы на самых сложных участках. Так, в 1950 году по направлению Министерства автотракторной промышленности инженер Соловьев М.С. был направлен на Винницкий завод автомобильной электроаппаратуры «Автоэлектроаппаратура» в должности директора.

 

 

Приказ Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР от 24.06.1950 № 371 о назначении Соловьева М.С. на должность директора Винницкого завода автомобильной электроаппаратуры «Автоэлектроаппаратура».

г. Москва. 26.06.1950.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.12. Л.1.

 

Три года работы на Винницком заводе для Михаила Сергеевича прошли в активной производственной и общественной деятельности. Не осталась в стороне знакомая уже работа пропагандистом. Член партийного бюро завода, член пленума Тывровского райкома партии (Винницкая область), депутат сельского и районного Совета депутатов трудящихся.

 

 

Свидетельство об избрании депутатом Рады депутатов трудящихся Тывровского района Винницкой области Соловьева М.С. (на украинском языке).

Винницкая область, УССР, 25.02.1953.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.13. Л.1.

 

Подняв на должный уровень Винницкий завод, по приказу Министерства автотракторной промышленности СССР Соловьев М.С. был переведен в далекую холодную Сибирь – в г. Тюмень. Город, в котором он стал сибиряком. В 1953 году в г. Тюмени он принял руководство Тюменским заводом автотракторной электроаппаратуры (АТЭ). В мирное время предприятие освоило производство электронных коммутаторов, свечей зажигания, бензонасосов. Коллектив завода насчитывал несколько тысяч рабочих. И снова новое производство, новый город, новые этапы жизни. Сложный участок работы, но специалисту с высшим инженерным образованием и богатым опытом работы это было по силам. И Соловьев М.С. окунулся в работу со свойственной ему неуемной энергией и энтузиазмом.

 

 

Соловьев М.С. (второй слева) на территории Тюменского завода автотракторной электроаппаратуры.

г. Тюмень, 1953.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.29.

 

Помимо производственной работы не мог остаться в стороне от партийной жизни. Был членом партийного бюро завода, членом пленума Тюменского городского комитета КПСС, избирался депутатом V, VI и VII созывов Тюменского Совета депутатов трудящихся.

 

 

Депутатский билет Соловьева М.С.

г. Тюмень, 1959.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.13. Л.10.

 

Михаил Сергеевич повышал свою квалификацию в Московском автомеханическом институте (Высшие инженерные курсы, 1955 год), активно участвовал в массово-политической работе завода, занимался благоустройством территории завода и города, уделял много внимания отдыху детей работников завода.

 

 

Участники встречи по обмену опытом озеленения городов. Слева направо, шестой – Соловьев М.С.

г. Омск, 1956.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.38.

 

Шесть лет, до 1959 года, Соловьев М.С. проработал на Тюменском заводе АТЭ, после чего на основании распоряжения Совнархоза СССР был переведен на должность директора строящегося Тюменского завода медицинского оборудования и инструментов. Но не удалось долго поработать – уже в 1961 году по болезни ушел с должности на заслуженный отдых. Военные ранения дали о себе знать. Появилось время для общественной работы и творчества. Михаил Сергеевич не мог оставаться в стороне от движения времени и общественной работы. Писал стихи, вступил в Хоровое общество г. Тюмени Всероссийского хорового общества, был участником Тюменского городского хора ветеранов войны и труда, который располагался во Дворце культуры железнодорожников. Руководителем хора был заслуженный работник культуры РСФСР Цыбульский Г.И.

 

 

Членский билет Всероссийского хорового общества Соловьева М.С.

г. Тюмень, 1964.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.6.

 

 

Мужская группа Тюменского городского хора ветеранов войны и труда. Сверху вниз, слева направо, в первом ряду, первый – Соловьев М.С.; в третьем ряду, первый – Цыбульский Г.И., композитор, заслуженный работник культуры РСФСР.

г. Тюмень, 1969.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.42.

 

Во время творческих встреч Михаилом Сергеевичем были написаны слова «Песни ветеранов труда», которая затем исполнялась как «Марш ветеранов»:

«Пускай год от года стареем,

Пускай седина в волосах,

О прожитом мы не жалеем,

Ведь кровь еще бьется в сердцах….».

 

Несмотря на болезнь, Михаил Сергеевич активно встречался со школьниками, рассказывал им о военных годах, делился воспоминаниями.

 

 

Соловьев М.С. во время выступления перед учащимися 6а класса средней школы №12 г. Тюмени.

18.05.1973.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4012. Оп.22. Д.47.

 

В марте 1980 года в г. Тюмени на 77-ом году жизни перестало биться сердце коммуниста, представителя инженерной элиты России, ветерана Великой Отечественной войны, активного участника политической и общественной жизни страны.

 

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИЖНЕ-ИРТЫШСКОГО РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)»

 

Речной транспорт всегда имел большое значение в социальном и экономическом развитии Тюменского края. Долгое время он был основным, а зачастую и единственным, видом транспорта, осуществляющим связь с северными районами, удаленными от железнодорожных и автомобильных дорог, исключительно только в навигационный период, оставаясь наиболее доступным и дешевым способом перевозки массовых грузов: леса, хлеба, соли, каменного угля, рыбы и т.д. В годы Великой Отечественной войны эту важную миссию осуществляло Нижне-Иртышское речное пароходство, о чем говорят документы архивных фондов «Тюменский областной комитет КПСС», «Тобольский окружной комитет КПСС», находящиеся на хранении в Государственном архиве социально-политической истории Тюменской области.

На момент начала войны флот Нижне-Иртышского речного пароходства работал в следующих географических границах: Омская область, частично Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Красноярский край и Северо-Восточная часть Казахской ССР1. Общая протяженность 74 рек с основными магистралями – реками Иртыш, Обь, Тобол, Тавда, Тура, достигала 30 тысяч км.2.

 

 

Схематическая карта водных путей Иртышского бассейна.

г.Тобольск, не позднее 25.11.1936.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1091. Л.25.

 

Протяженность эксплуатируемых водных путей увеличивалась с каждым годом за счет освоения малых рек3: в 1941 году – 16014 км., 1942 году – 16331 км., 1943 году – 17197 км., 1944 году – 17457 км.

Нижне-Иртышское речное пароходство располагало следующими видами транспорта: грузопассажирским (пароходы); буксирным (пароходы, газоходы, рефрижераторы); несамоходным (баржи, тентовки, паузки, дощаники).

 

 

Из отчета Нижне-Иртышского речного пароходства об обеспеченности флотом в 1941-1942 гг.

г.Тобольск, [1942].

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.9.

 

В 1943 г. количество транспорта составило: грузопассажирского – 21 судно мощностью 8230 л.с. грузоподъемностью 3882 тонны и пассажировместительностью 6322 человека; буксирного – 57 судов мащностью 20076 инд. сил, вспомогательного флота общей мощностью более 3000 инд. сил; несамоходного – 270 судов4.

 

 

Из отчета Нижне-Иртышского речного пароходства об обеспеченности транспортом в 1940-1943 гг.

г.Тобольск, 03.11.1943.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1801. Л.76.

 

Движением флота по бассейну руководил диспетчерский аппарат управления, разделив бассейн на два диспетчерских участка: Омский – от Павлодара до Загваздино (диспетчерский пункт в г.Таре) и Тобольский – от Загваздино на Север по рекам Иртышу и Оби от Александрова до Устья с притоками, Обской губой и Тазовской губой (диспетчерские пункты в г.Тюмени и г.Салехарде)5. 19 января 1943 года были организованы 4 самостоятельных диспетчерских участка: Омский – на участке Павлодар-Тюлиганы протяженностью 1500 км; Тобольский – на участке Тюлиганы-Березово по рр.Иртыш и Обь протяженностью 1400 км; Салехардский – Березово-устье р.Обь, Обская губа, Тазовская губа и Гыдоямская губа и притоки; Тюменский – реки Тобол, Тура, Тавда протяженностью 1400 км.

Обслуживание флота осуществлялось на 13 пристанях: Черлак, Комантеево, Омск, Карташево, Большеречье, Евгащино, Тара, Тевриз, Тобольск, Тюмень, Каратунка, Иртышск, Салехард. Перегрузочными механизмами были оборудованы пристани Омск, Тюмень, Тобольск. Основной парк перегрузочных машин состоял из ленточных транспортеров (стационарных и передвижных) и транспортеров типа «Штер».6.

С наступлением войны и уходом на фронт наиболее квалифицированного и трудоспособного населения перед руководством Нижне-Иртышского речного пароходства встала задача быстро восполнить недостающее количество плавсостава и береговых работников для обеспечения работы флота и пристаней. Для этого было организовано прохождение практики на судах для учащихся школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ, а также проведена подготовка плавсостава за счет привлечения вторых членов семей, женщин. Подготовка кадров проходила в основном путем индивидуального обучения на предприятиях. На пароходах и баржах обучение проходило путем индивидуального и группового прикрепления обучающихся к механику, капитану, шкиперу или их помощникам7. В первую очередь суда были укомплектованы капитанами, механиками и шкиперами. В числе новых кадров были женщины, которые впервые пришли на работу на речной транспорт, освоив судовые специальности за короткое время. Если в навигацию 1941 года на пароходстве работало 543 женщины, то в 1942 году – свыше 1100 (помощники капитана, шкипера, помощники шкиперов, помощники механиков, матросы, масленщики). На пристанях на разных специальностях, в том числе грузчиками, работало свыше 400 женщин8.

В первые месяцы войны на судах Нижне-Иртышского речного пароходства было перевезено немало эвакуированных в Сибирь из западных областей страны людей и промышленных предприятий, а так же доставлены на призывные пункты тысячи мобилизованных в действующую армию бойцов9, но первостепенной задачей являлось выполнение государственного плана грузоперевозок. В больших объемах перевозили лес, хлеб (зерно, муку), соль, рыбу: за 1941-1943 годы было перевезено более 1270 тыс. тонн леса, 933 тыс. тонн хлеба, 160 тыс. тонн соли. Принятие Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 6 января 1942 года «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке» способствовало росту рыбоперевозок (главным образом, из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов)10: если в 1941 году было перевезено 15,7 тыс. тонн рыбы, то в 1942 году – 19,8 тыс. тонн, а в 1943 году – более 23 тыс. тонн. Кроме того, выполнялись перевозки строительных материалов, угля, нефтепродуктов, сена, овощей и т.д.11.

 

 

Отчет Нижне-Иртышского речного пароходства о выполнении плана перевозок грузов и пассажиров за 1940-01.10.1943 гг.

г.Тобольск, 03.11.1943.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1801. Л.74.

 

Перед Нижне-Иртышским речным пароходством была поставлена задача по проводке не только отделых судов, но и целых речных караванов из Печорского бассейна через воды Северного Ледовитого океана на Иртыш, Обь, Енисей и другие реки Сибири12. Наиболее известен северный рейс буксирного теплохода «Анастас Микоян» (капитан И.А. Медведев), который длился с 1942 по 1944 годы. На начало рейса в состав каравана входило 17 единиц флота общей грузоподъемностью 20030 тонн: лихтеры «Ямал» и № 4, баржи №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9, 257, 258, 470, 472, а также 5 катеров, груженые мукой, солью, кирпичем, дровами и др.13. Доставив груженые баржи из Салехарда в Обскую губу, судно вышло в Карское море и из Нарьян-Мара Северным морским путем привело на Обь караван речных судов: 2 земснаряда, 2 путейных парохода, 2 буксирных парохода и 2 лихтера14.

17-19 февраля 1945 года в г.Тюмени состоялась I областная партийная конференция, на которой была проанализирована работа всех отраслей народного хозяйства, представленных в регионе, проведен сравнительный анализ показателей военных лет с довоенными, оценен вклад тюменцев в достижение Победы, определены перспективы развития недавно образованной Тюменской области. Мясников К.Ф., начальник Нижне-Иртышского речного пароходства, в своем выступлении докладывал: «Впервые за многие годы речники Нижне-Иртышского пароходства навигационный план выполнили по обоим показателям – по тоннам на 103,8% и тоннокилометрам на 113,3%, <…> выполнили план таких перевозок, как: перевозки хлеба, соли, рыбы. Причем в 1944 году перевезено рыбы в два раза больше, чем в 1943 году. Соли перевезено в полтора раза больше, чем в навигацию 1943 года и в четыре раза больше, чем в 1940, довоенном году. Всего перевезено 30 тыс. тонн рыбы».

По результатам работы в навигацию 1944 года во Всесоюзном социалистическом соревновании речниками Нижне-Иртышского речного пароходства было завоевано второе место, получено Красное знамя ВЦСПС и Наркомречфлота, а затем – переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны15. К этому времени Нижне-Иртышское речное пароходство имело большой флот: 159 самоходных и 306 несамоходных единиц, а по количеству перевозок и продукции занимало одно из первых мест среди пароходств Сибири и Востока16.

 

 

Грузопассажирский пароход «Карл Либкнехт», работающий на линии Омск-Салехард.

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.3.

 

 

 

Буксиро-грузопассажирский пароход «Храбрый».

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.7.

 

 

 

Рефрижераторный пароход «Урал».

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.17.

 

 

 

Буксирный пароход «Волга», используемый на сухогрузных перевозках

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.20.

 

 

 

Двухдонная металлическая тентовка «Витим».

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.25.

 

 

 

Механизированный металлический лихтер «Обь» грузоподъемностью 2300 тонн, используемый на хлебных перевозках.

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.28.

 

 



1. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.4.

2. Там же. Д.1801. Л.1.

3. Там же.

4. Там же. Л.37.

5. Там же. Д.1680. Л.16об.

6. Там же. Л.16об., 29, 29об.

7. Там же. Д.1801. Л.51.

8. Там же. Д.1680. Л.32-34.

9. Галязимов Б. На гребне волны (страницы истории развития судоходства в Обь-Иртышском речном бассейне)// Б. Галязимов, Д. Кочетков. г.Тюмень: Типография управления по печати. 1970. С.49.

10. Алексеева Л.В. «Рыбный» фронт (январь 1942 г. – май 1945 г.)/ Рыбное хозяйство Ханты-Мансийского национального округа в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.): монография// Л.В.Алексеева. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. 2014. С.37,38.

11. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1801. Л.74.

12. Яновский И.И. Иртышское пароходство: годы и люди// И.И.Яновский, Г.К.Вставский. г.Омск: ГУИПП «Омский дом печати». 2001. С.108.

13. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.21об, 24.

14. Яновский И.И. Иртышское пароходство: годы и люди// И.И.Яновский, Г.К.Вставский. г.Омск: ГУИПП «Омский дом печати». 2001. С.232.

15. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-124. Оп.1. Д.119. Л.190, 191.

16. Там же. Д.73. Л.3-4.

 

«Муза вела в бой»

(к 95-летию со дня рождения Е.Ф. Вдовенко, поэта, члена Союза писателей СССР, Почетного гражданина Советского района Ханты-Мансийского автономного округа, ветерана Великой Отечественной войны)

 

Вдовенко Евгений Федорович родился 25 декабря 1926 года в станице Крымской Азово-Черноморского (ныне – Краснодарского) края. Отец его, потомственный казак, служил в конной армии Буденного, воевал с басмачами в Туркестане и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Война застала Евгения Федоровича подростком. Жили с матерью в городе Самарканде (Узбекистан). В 1944 году он поступил в Харьковское танковое училище. Окончил его в 1945 году, но на фронт он попасть не успел. В 1950 году окончил Ростовское артиллерийское, а в 1963 году – Рязанское высшее воздушно-десантное училище. В 1961 году поступил в Литературный институт имени А.М.Горького, где занимался на семинарах у Вероники Тушновой и Александра Жарова.

Служил в Забайкалье, в Московском военном округе, в Рязанском полку, Тульской дивизии… Словом там, куда посылала его Родина. Службу в армии окончил в звании подполковника в 1973 году.

В 1978 году переехал на жительство в город Тюмень. С 1986 года по 1997 год поэт проживал в городе Советском Ханты-Мансийского автономного округа (почетным жителем которого стал в 1998 году). Участвовал в возрождении казачества, а в 1992 году был избран первым атаманом возрожденного Верхне-Кондинского казачества.

Первые стихи напечатаны в газете Донского военного округа (1949). В 1960 году была издана первая книга «Юность на посту». В 1968 году в городе Тула вышел сборник стихов «Муза с парашютом», там же изданы книги «Иду к тебе» (1972), «Яснополянские мелодии» (1977). В 1995 году в городе Советский вышла книга «Снег юности», в 1996 году в городе Ханты-Мансийске – книга «Летний сон осенней паутины». В 1998 году вышел двухтомник избранных произведений Вдовенко «Прощай-прощай и здравствуй-здравствуй». Стихи Евгения Федоровича регулярно публиковались в журналах «Советский воин», «Югра», в коллективных сборниках и альманахах «Литературная Тула» (1985), «Самотлор» (1975) и других.

Вдовенко Е.Ф. награжден орденом «Отечественной войны», боевыми и юбилейными медалями. С 1973 года Евгений Федорович состоял в Союзе писателей СССР, с 1997 года являлся Заслуженным работником культуры Российской Федерации.

Умер Евгений Федорович 11 июля 2002 года в городе Тюмени.

В госархив документы переданы по договору дарения вдовой поэта – Галиной Васильевной Вдовенко в 2009 году. К 95-летию со дня рождения Евгения Федоровича ГБУТО ГАСПИТО подготовил подборку стихотворений из личного фонда поэта, посвященных службе в рядах Красной Армии.

 

 

Вдовенко Е.Ф. «Бронетанковой армии». Стихотворение. Автограф. [не позднее января 1949 г.]. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4135. Оп.1. Д.4. Л.6об.

 

 

Вдовенко Е.Ф. «Солдатский баян». Стихотворение. Автограф. [не позднее января 1949 г.]. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4135. Оп.1. Д.4. Л.7об.-8

 

 

Вдовенко Е.Ф. «Бой. Грохот. В дыму горизонт…». Стихотворение. Автограф. 07.05.1988. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4135. Оп.1. Д.11. Л.82.

 

 

Вдовенко Е.Ф. «Светлой памяти 6-й ударной». Стихотворение. Машинопись. [не позднее июня 2001 г.]. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4135. Оп.1. Д.30. Л.51.

 

 

«ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЕ ДЛЯ РОДНЫХ БОЙЦОВ!»

 

С первых дней Великой Отечественной войны вся деятельность жителей тыловых регионов была направлена на помощь фронту: изо дня в день с предприятий страны на фронт поступали боеприпасы, обмундирование, продукты питания. С приближением зимы и ставшим очевидно затяжным характером войны возникла острая необходимость в обеспечении красноармейцев теплыми вещами.

5 сентября 1941 года Центральный комитет ВКП(б) принял постановление «О сборе теплых вещей и белья среди населения для Красной Армии», которым обязал местные партийные организации возглавить сбор теплых вещей, овчин, шерсти среди населения и обеспечить переработку поступающего сырья1. Согласно письменным разъяснениям Омского областного комитета ВКП(б), создавались городские, районные, областная комиссии, которые занимались организацией приема теплых вещей от населения на специально выделенные склады, где производили сортировку по предметам и упаковку по пачкам, после чего выписывали общую накладную на все предметы и направляли на ближайшую станцию железной дороги по требованию, выданному местным военным комиссариатом для отправки на склады Народного комиссариата обороны СССР2.

Приему подлежали как новые, так и поношенные, но вполне годные для дальнейшей носки, вещи, предметы, выстиранные, отремонтированные и в необходимых случаях продезинфицированные3. За новые вещи производилась выплата денежных средств в следующих размерах4:

тулупы – 100-150 руб.;

бешметы-борчатки – 70-100 руб.;

шубы – 100-140 руб.;

валенки – 25-35 руб.;

ватные телогрейки – 15-20 руб.;

ватные шаровары – 10-15 руб.;

белье теплое пара – 15-20 руб.;

шапка меховая – 5-10 руб.;

портянки теплые пара – 2-3 руб.

При определении стоимости поношенной вещи определялся процент износа, и на такое же число процента уменьшалась стоимость. Например, если вещь была поношена настолько, что требуется починка, то ее стоимость определялась 15% стоимости новой5.

Уже к 25 сентября 1941 года в г.Тюмени было собрано порядка 792 предметов теплых вещей: ватные телогрейки, шапки ушанки, ватные и меховые рукавицы, теплые кальсоны и нательные рубахи и др6.

 

 

Сведения о поступлении теплых вещей по состоянию на 25.09.1941.

г.Тюмень.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-7. Оп.1. Д.583. Л.23.

 

К 22 октября 1941 года только из Ялуторовского района на склад Народного комиссариата обороны СССР в г.Тюмени поступило 15 партий теплых вещей: рабочие мехлеспункта сдали 200 пар валенок, 4 полушубка, 60 ватных курток, 15 шапок, 48 пар варежек, 90 ватных брюк, 5 теплых рубашек, 22 пары носков, 20 овчин; служащие конторы Госбанка сдали 25 ватных курток, 29 ватных брюк, 1 пару валенок, 2 свитера, 1 пару меховых рукавиц и 1 шарф; колхозники Лыбаевских колхозов «3-й Коминтерн», им. 17 партсъезда и «Володарец» сдали 2 полушубка, 18 пар валенок, 36 шапок, 27 пар варежек, 4 свитера, 1 стеженые брюки, 34 пары теплых носков, 32 полотенца, 10 нательных кальсон, 20 наволочек нижних, 20 верхних, 26 овчин, 67 кг шерсти, 1 шарф и 2 пары портянок7.

К декабрю 1941 года трудящимися г.Тобольска для бойцов Красной Армии было собрано и отправлено 14 425 шт. теплых вещей, в том числе: валенки, полушубки, шапки, рукавицы и др. теплое белье8.

Собранное от населения сырье (овчина, шерсть) передавалось на переработку артелям, предприятиям. Не дожидаясь выполнения всего заказа, местная комиссия производила прием готовой продукции частями к себе на склад, одновременно с этим изготовляющие организации предъявляли счет за произведенную работу. Оплату работы предприятий или артелей производила областная комиссия9.

 

 

Сведения об ориентировочной стоимости пошива предметов

вещевого снабжения Красной Армии из давальческого материала.

г.Омск, 1941.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-30. Оп.1. Д.1613. Л.18-19.

 

В 5 районах Ямало-Ненецкого национального округа женщинами-добровольцами были организованы пошивочные мастерские, где из различных материалов теплые вещи (меховые жилеты, белье, рукавицы, носки, кисы и т.д.) шили бесплатно10. Таким образом по инициативе женщин Шурышкарского района в ноябре 1941 года развернулась работа по пошиву из оленьих шкур меховых одеял для перевозки раненых бойцов, и к 1 января 1942 года было сшито около 100 штук11.

На переработку принимали не только овчину и шерсть. В своем письме Шехерев, председатель Тобольской окружной комиссии по сбору теплых вещей для Красной Армии, Чаренцову, председателю артели «Труженица», от 24 августа 1943 года писал: «Окружная комиссия по сбору теплых вещей предлагает принять от артели «Замшевик» выделанные собачьи [шкуры] 216 [шт.], шкуры кошек 104 шт. и 270 кг шерсти очеса по мере выхода его из производства. Из вышеуказанного материала изготовить: из шкурок меховые жилеты размеров 48 и 50, из шерсти очеса носки теплые длиной следа не менее 25 см и варежки длиной не менее 27 см и шириной 10 см»12.

Для моральной поддержки и укрепления боевого духа бойцов Красной Армии к таким праздникам, как Новый год, День Красной Армии, 1 мая, День Октябрьской революции, осуществлялся сбор подарков. Помимо теплых вещей в качестве подарков передавались и продукты питания: сухари, сливочное масло, куриное мясо, колбасы, свиное мясо в жареном виде, табак-самосад и т.д., а также предметы первой необходимости: мыло, зубные порошки, зубные щетки, бумага для писем, карандаши, спички, подсигары и т.д.. Население и организации Ханты-Мансийского национального округа передавали лыжи14.

Для привлечения как можно большего количества населения и достижения больших результатов, информация о ходе сбора теплых вещей и подарков для Красной Армии широко освещалась в средствах массовой информации – в газетах «Красное Знамя»15 (г.Тюмень), «Тобольская правда»16 (г.Тобольск), «Серп и молот»17 (г.Ишим), «Сталинская трибуна»18 (п.Ханты-Мансийск) и т.д. Здесь же отмечались и лучшие организации, учреждения и граждане, участвовавшие в сборе.

 

 

Заметки «Народ – фронту», «Обязанность каждого – одеть красноармейца».

Вырезка из газеты [«Тобольская правда»].

г.Тобольск, 1941.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-30. Оп.1. Д.1614. Л.109.

 

Всего за годы войны населением Тюменского края было собрано и направлено в действующую армию 229 тыс. штук теплых вещей, свыше 100 тыс. подарков и посылок19. Бойцы Красной Армии ощущали всенародную поддержку, не только согреваясь теплыми вещами, но и теплыми словами – во многих посылках они находили небольшие письма от незнакомых им людей, пронизанные заботой и любовью. Все это позволяло красноармейцам не падать духом, а вновь и вновь идти в бой для достижения Великой Победы.

 

Письмо рабочих, служащих, домохозяек Салехардского совхоза бойцам Красной Армии.

г.Салехард, декабрь 1941 г.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-722. Оп.7. Д.30. Л.15 с об.

 



1. Анисков В.Т. Жертвенный подвиг деревни. Крестьянство Сибири в годы Великой Отечественной войны/ В.Т.Анисков. Новосибирск, 1993. С.90.

2. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-7. Оп.1. Д.583. Л.2.

3. Там же. Л.18.

4. Там же. Л.1.

5. Там же.

6. Там же. Л.23.

7. Там же. Ф.П-136. Оп.1. Д.1049. Л.20.

8. Там же. Ф. П-30. Оп.1. Д.1578. Л.1.

9. Там же. Ф. П-7. Оп.1. Д.583. Л.1.

10. Там же. Ф.П-135. Оп.1. Д.236. Л.16.

11. Там же.

12. Там же. Ф. П-30. Оп.1. Д.1798. Л.36.

13. Там же. Д.1672. Л.62.

14. Там же. Ф. П-107. Оп.1. Д.575. Л.196.

15. Там же. Ф. П-7. Оп.1. Д.589. Л.307.

16. Там же. Ф. П-30. Оп.1. Д.1608. Л.109.

17. Там же. Ф. П-49. Оп.1. Д.96. Л.166.

18. Там же. Ф. П-107. Оп.1. Д.632. Л.55.

19. Тюменцы – фронту. Сборник документов / отв. ред. В.П. Петрова. Изд. второе, дополненное. Тюмень: ОАО «Тюменский дом печати», 2005. С.12.

 

Подробнее...