В конце XIX - начале XX вв. в г. Тобольске жил и работал Пантелеймон Петрович Чукомин (1874-1938 гг.) — художник, творческая и педагогическая деятельность которого заложила основы художественного образования в нашем городе. Родился П. П. Чукомин в Тобольске. В 1891 г. он окончил Тобольское уездное училище и до 1898 г. служил канцеляристом в Экспедиции о ссыльных. В 25 лет он поступил в 1899 г. в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в г. Санкт-Петербурге. После окончания училища, с 1906 по 1919 гг. П.П. Чукомин служил преподавателем графических искусств в учебных заведениях г. Тобольска. Наряду с плодотворной педагогической деятельностью он с увлечением занимался живописью и, уже в 1910 г., итогом его художественной работы стала персональная выставка. На ней было представлено 56 живописных работ, а также графика, эскизы театральных декораций и предметов прикладного искусства. Жанровые картины периода 1905-1918 гг. красноречиво характеризуют П.П. Чукомина как продолжателя лучших традиций передвижничества.

В конце 1919 г., зная, что после эвакуации тоболяков, не принявших советскую власть, осталось много художественных ценностей, П.П. Чукомин обращается к заведующему Тобольским отделом народного образования с проектом о сборе всех брошенных предметов искусства и об устройстве в Тобольске музея изящных искусств и художественной школы при нем. «Уже к началу апреля 1920 года была собрана настолько порядочная по Тобольскому масштабу коллекция картин и художественных предметов, что из них составился музей, каковой под названием «Музей изящных искусств» в половине того же апреля был открыт для обозрения публикой» ─ сообщает Пантелеймон Петрович в рапорте директору педагогического техникума. При музее в августе 1920 г. открылась художественная школа, которая просуществовала до июля 1924 г. и была закрыта согласно постановлению окружного отдела народного образования. Такая же участь постигла и открытый им с таким трудом художественный музей. Основной причиной закрытия художественной школы руководство города выдвинуло нехватку средств для ее содержания. Имущество художественной школы было передано Тобольскому педтехникуму, а самому Чукомину предложили преподавать в техникуме рисование и черчение. В июле 1938 года по приговору «тройка» при УНКВД по Омской области художник был расстрелян в стенах Тобольской тюрьмы по обвинению в участии в контрреволюционной эсеровской организации.

Рапорт Пантелеймона Петровича Чукомина. от 16 ноября 1926 г., в котором он повествует об истории создания художественной школы и Музея изящных искусств в г. Тобольске содержится в документах архивного фонда Тобольского педагогического училища им. В.И. Ленина в деле «Опись кабинета искусств, принадлежащего Тобольскому педагогическому техникуму» (1926 г.).

 
 

ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. Р-195. Оп. 1. Д. 88. Лл.4- 5об.

В архивном фонде И-701 «Кондинский Свято-Троицкий мужской монастырь» выявлено доношение Ю. Энгельгардта о притеснениях, чинимых ему томским дворянином А. Гречининым.

Проследить взаимоотношения шведских военнопленных и местной администрации позволяет яркая эмоциональная составляющая документа. Первая часть, по сути, является доносом-жалобой, вторая же представляет собой официальный допрос административно-уполномоченного лица.

Начальная точка разбирательства, когда Алексей Гречинин «увидел выходящих из дома, где стоит швед пьяных местных жителей и шведов» позволяет предполагать либо содержание нелегального питейного заведения пленным шведом, либо имевшую место встречу друзей. У Энгельгардта была изъята крупная партия меда, как указано в документе «изъято было 4 пуда меда вареного», это 64 кг. В докладной Энгельгардт сообщает, что «держал сей мед для личного пользования».

Хронологически данный документ относится к 1716 г., т.е. к тому периоду, документов о котором в Сибири практически не сохранилось. И представленное разбирательство проливает свет на сведения о пленных шведах остававшиеся до сегодняшнего дня в тени.

Распространенными в научной среде являются сведения о том, что среди шведских солдат имелись искусные ремесленники: токари, кузнецы, столяры, сапожники, портные, живописцы, серебряных и золотых дел мастера, косторезы. Есть сведения о том, что некоторые шведы, не владевшие никаким ремеслом, занимались торговлей, открывали трактиры. Но сведений о занятии бортничеством, о пиво- и медоварении шведами в Сибири в исторической литературе не встречается.

Кроме того, центральная фигура документа – Юрген Энгельгардт является представителем одного из крупнейших семейств Швеции…

Обстоятельства дела подтверждают, что со шведами в Сибири обходились гуманно, но при нарушениях послаблений им не делали. Резолюция, наложенная на прошение по делу об изъятом меде, могла быть наложена рукой представителя династии Черкасских.

Данный документ является ярким источником, позволяющим чуть более детально взглянуть на время, качество и образ пребывания шведов в Сибири и дополняет скудный пласт документов о пребывании пленных на территории Тобольской губернии.

 

ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-701. Оп. 1. Д. 2. Л. 184-184об.

 

Перевод

 

Державнеишии царь государь милостивеиший

в прошлом 715м году в декабре месяце а которого

числа того я раб ваш не упомню приходит

ко мне рабу вашему на квартеру без указу

вашего величества и без памяти томскои

дворянин Алексеи Греченин со многими

людми и взял у меня грабежем девять

пуд меду сырцу да четыре пуда меду варе

ного по цене на тритьцать на два рубля

с полтинои. и всякую посуду чашки китаиския

и стакан хрусталныя бочка и лагуны…

взял все без остатку а тои посуды взял

он по цене на рубль и каторои мед сырець

и варенои и посуду всял он Алексеи у меня

раба вашего привезли в казну вашего вели

чества или себе всял того я раб ваш

не снаю а тот вышеписанои сырец и варе

нои мед русским и своеи братье шведць

ским полонеником никому и некогда

я не продавивал и ныне он Алексеи меня

раба вашего разорил без остатку и ныне

от того его Алексеева разорения живучи

в полону помираю голодною смертию а на

тот вышеписаннои мед на покупку денги

замивал я у своеи братии у шведцких

полонеников и ныне мне им заимодав

цем денги платил и почем а вышеозна

ченои варенои мед и сирец держал про себя //

а не на продажу всемилостивеишии государь прошу

вашего величества да повелите державство

ваше что Алексея в Томскую в приказную полату

сыскать и против сего моего прошения

допросить чтобы мня рабу вашему от ево

Алексеева разорения живучи в полону

в конец не погибнул а по допросу об оддаче

меду и посуды свои государскои милостивой указ

учинить по цене за все тритцат на три

рубли с полтинои

вашего величества нишашии раб

шведцскои полоненик капитан Иургин

Енгелгарт 1716 году апреля в де

Справинул челобитчик с нея хлен… ул…

Какия ……………были а Але

ксея Греченинова допросит

Согласно данным справочного издания «Список населенных мест по сведениям на 1903 г.» ярмарка в Тобольске проходила с 1 ноября по 1 декабря. С появлением железной дороги движение товаров ускоряется, налаживаются прямые связи между районами, увеличивается доля торговли сырьем и продукцией сельского хозяйства и повышается ввоз фабрично-заводских изделий из Европейской России (посуда, обувь, ткани, готовое платье, часы, иконы, канцелярия, парфюмерия, мебель, головные уборы, швейные машины, велосипеды, музыкальные инструменты, игрушки и пр.). Значительную часть торговли на экспорт составляло масло, кожи, шерсть, мясо, птица.

Хотя железная дорога обошла Тобольск, значение здесь ярмарки не снижается. Поэтому к 1912 г. Базарная площадь не только не потеряла актуальности, но и приобретала дополнительные строения и элементы технического оснащения. На плане под №79 красным цветом обозначена предполагаемая пристройка к магазину купца Константинова. Под №62 показано расположение торговых лавок и №63 толкучего рынка. Чуть в отдалении под №64 показаны рыбные лавки, а на другой стороне площади под №66 – мясные лавки. Под №20 значится утраченная ныне церковь Пресвятой Богородицы имеющая в плане контур неправильного многоугольника. Под №60 значится дом купеческого общества - сословной организации, руководящим органом которой являлась купеческая управа. Она заведовала имуществом, хозяйственными, учебными и благотворительными учреждениями купеческого сословия, занималась исполнением приговоров собраний выборных, выдачей документов на право торговли и занятий промыслом, раскладкой и взиманием с купцов пошлин и сборов, оформлением актов по учету лиц купеческого сословия. Ранее местоположение дома купеческого общества в Тобольске оставалось неопределенным. Под №61 значится комплекс торговых бань и насосной станции городского водопровода, а рядом под №76 – трактирное заведение.

Выкопировка из плана губернского города Тобольска существующего расположения, с показанием предполагаемого изменения в 1912 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-353. Оп. 1. Д. 1059. Л. 103.

Потомственный предприниматель Савва Иванович Мамонтов, человек обладавший удивительной способностью – разглядеть чужой талант задолго до того, как он становился очевидным для всех, родился в 1841 г. в Ялуторовске. Метрическая книга записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Градо-Ялуторовской Вознесенской церкви Тобольской губернии за 1841г. с записью о рождении 02.10.1841 Саввы Ивановича Мамонтова подтверждает точную дату рождения известного мецената.

Отец Саввы Ивановича, Иван Федорович, служил по "откупной части" и развернул широкое дело. Семья переезжала из одного города в другой, пока около 1850 г. не обосновалась в Москве, где глава семьи основал акционерное железнодорожное общество, проложившее Московско-Ярославскую дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. В 1869 г., после смерти отца, Савва Иванович Мамонтов унаследовал все его дела.

Постепенно, помимо коммерческих дел, все больше внимания, времени, средств Савва Иванович стал уделять искусству. Благодаря своей подвижнической деятельности С. И. Мамонтов составил прекрасную коллекцию современного российского искусства. От других коллекционеров и меценатов его отличала необычайная творческая активность.

Собственная судьба Саввы Ивановича складывалась не так счастливо, как судьба его начинаний в искусстве. В 1899 г. он потерпел полный финансовый крах, который сопровождался арестом и конфискацией дома на Садовой. Он пережил расставание с большей частью коллекции, проданной с аукциона, и горечь утраты близких людей. Последние десятилетия жизни Мамонтова прошли в Москве, в небольшом доме, к которому примыкали гончарная и скульптурные мастерские. Российские художники с благодарностью помнили Савву Ивановича.

 

Метрическая книга записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Градо-Ялуторовской Вознесенской церкви Тобольской губернии за 1841г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 15. Д. 1187. Л. 93, 112об.

Николай I хотел, чтобы о декабристах забыли, поэтому он запретил писать с них портреты. С этим связан один интересный документ, связанный с декабристами – Рапорт исполняющего должность Тобольского полицмейстера тобольскому губернатору Энгельке о живописце, снимающего портрет с жены государственного преступника Муравьева 1850 г. Из документа следует, что Муравьева посетила несколько сеансов у живописца.

В рапорте полицеймейстер пишет и о том, что возможно под видом снятия портрета с жен они могут и снимать портрет с себя тоже. Между тем, государственным преступникам было запрещено заказывать свои портреты. Полицмейстер спрашивает, распространяется ли это ограничение на членов их семейств и сообщает, что лично оправиться к Муравьеву домой для дознания он не решился, так как «Муравьев по роскошной его жизни и часто бывающим у него вечерам, приобрел в обществе какой-то вес и держится дома значительно».

И действительно, в Тобольске дом Александра Михайловича Муравьева стал центром культурной жизни - в них проводились музыкальные и литературные вечера, на которые собирался весь свет тогдашнего Тобольска. У А.М. Муравьёва был большой дом, один из лучших в городе, где часто устраивались танцевальные вечера, балы, маскарады. Он же создал театральную труппу и ставил в доме спектакли и активно занимался благотворительностью.

 

ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 638. Л. 11, 11об, 19.