О выборе депутации для принесения поздравления императору по случаю 300-летия царствования дома Романовых
В начале 1913 года Санкт-Петербург жил одним событием – празднованием 300-летия Царствующего Дома Романовых. Программа юбилейных торжеств была обширной, празднование началось в феврале и продолжалось до осени 1913 года.
Празднества в Тобольске начались 21 февраля 1913 г. С утра город украсился флагами, в приходских церквах были отслужены ранние обедни, прочитан Высочайший манифест, с всех церквей двинулись крестные ходы к собору, куда накануне была привезена Абалакская икона Божией Матери. На площади толпилась масса народу. На площади состоялся парад местному гарнизону. Вечером в народной аудитории состоялся торжественный акт. Представление из 3-х отделений: народный гимн, пение хоров духовной семинарии, епархиального училища, гимназии; ученики гимназии в костюмах почли «Подвиг Сусанина», стих. Рылеева. В конце были танцы.
Празднование предусматривало и прибытие 21 февраля делегации в Санкт-Петербург для принесения верноподданнических поздравлений из Тобольска. Управляющий МВД Маклаков сообщал, что для принесения поздравлений были выбраны три основные делегации от каждой губернии, а именно от дворянства губернского земства и губернских, уездных городов. В состав городских делегаций входили городской голова губернского города и две головы от уездных городов, состав каждой из делегаций был ограничен тремя лицами, а всего от каждой губернии было не более девяти человек.
Могли быть допущены и особые делегации в числе не более трех лиц от обществ и учреждений, о чем следовало оповестить население Тобольской Губернии и представить Маклакову не позднее 15 января подробные именные списки всех делегаций выразивших желание участвовать в торжествах. От мусульманского населения могли принять участие по одному представителю от каждой губернии по выбору губернатора. Участники должны были прибыть в Санкт-Петербург на собственные средства, на помещение и содержание для них средства были выделены от Министерства Внутренних Дел. Все лица, которые прибыли к 21 февраля в Санкт-Петербург были снабжены удостоверениями Департамента полиции и по прибытии явились к Градоначальнику для получения билета на торжества.
Тобольский Полицеймейстер в рапорте Тобольскому Губернатору доносил, что от Тобольского Общества мусульман избрана делегация в числе двух человек: почетный Бухарец Тукта-сын Сафарович Айтмухаметов 69 лет, имеющий большую золотую и серебреную медаль на Станиславской ленте, пожалованную лично Его Императорским Величеством при посещении Тобольска, присутствовал в Москве в составе делегации во время священного коронования Их Императорских Величеств и имеет в память коронации медаль; Абусагит Авусбакеевич Бекшенев, Имам Соборной мечети в Тобольске, 40 лет.
![]() |
![]() |
ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-152.Оп. 36. Д. 467. Л. 85, 85об.
Основатель народного музея Трудовой славы Тобольского речного порта
В 1975 году в канун 30-летия Победы в Великой Отечественной войне в речном порту состоялось торжественное открытие музея боевой и трудовой славы. В 1978 году музею присвоено звание народного. Его основатель – ветеран речного флота Георгий Кузьмич Кропотин.
Г.К. Кропотин родился в 1907 году в семье речника. Трудовую деятельность начал в 1921 году, поступив на работу в артель «Труд механика». В 1922 году был принят учеником слесаря на пароход «Помощник». Каждый год с открытием навигации Георгий Кропотин уходил в плавание, а зимой учился в школе II ступени (ныне средняя школа №1 г.Тобольска). В 1926 году принят в Омский Сибирский техникум водных путей сообщения на подготовительное отделение. Получив диплом техника-судомеханика назначен на Тюменский судоремонтный завод. В 1933 году – инспектором Тобольского участка Иртышской инспекции регистра.
В августе 1941-го был призван в ряды Советской Армии и направлен на Калининский фронт, где получил тяжелую контузию. В конце 1944 года Георгий Кузьмич вернулся в Тобольск, приступил к прежней работе.
Поле деятельности инспектора на Тобольском участке не ограничивалось только чертой города. Протяженность участка свыше двух с половиной тысяч километров в районе которого имеелся флот. Г.К.Кропотин объездил всю Конду, побывал в Урале, Устье-Аха, Ханты-Мансийске и других северных пунктах. В 1953 году Георгий Кузьмич был награжден орденом Трудового Красного Знамени. На своем участке произвел тысячи осмотров судовых котлов, корпусов и механизмов, проводил профилактическую работу по оздоровлению флота. Десятки лет вел наблюдение за постройкой и ремонтом пароходов на Тобольской ремонтно-эксплуатационной базе, судоверфи, пристани ИРПа.
Большой труд Георгий Кузьмич вложил в создание замечательного памятника тобольским речникам. Экспонаты музея рассказывали о боевом и трудовом пути коллектива, о становлении предприятия и развитии речного транспорта. Особое место в музее занимали документы о речниках – участниках Великой Отечественной войны. В оформление музея участвовали художники Г.С.Бочанов, Р.Ю.Рыжиков. В подборе документов значительную работу проделали кандидат исторических наук Ю.П.Прибыльский, члены совета ветеранов речпорта М.С.Давыдова,, С.Н.Юрьев, А.И.Шереметьева, Н.И.Винокуров и др.
В ГБУТО ГА в г. Тобольске имеется архивный фонд основателей народных музеев. Одна из описей принадлежит Г.К.Кропотину.
Кропотин Г.К. с лентой "Лучший наставник молодежи" (портрет). 1975 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. Ф-1. Оп. 1. Дд. 1132
Кропотин Г.К. с фронтовыми товарищами, 1941г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. Ф-1. Оп. 1. Дд. 1139
Кропотин Г.К. на осмотре судов после зимовки. 1954 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. Ф-1. Оп. 1. Дд. 1134
Организация косторезного промысла в Тобольске
Косторезное искусство тобольские мастера оттачивали с конца XVII века. Становлению и процветанию ремесла способствовали обилие драгоценного сырья – бивней, кости мамонта и положение города как регионального торгового центра.
К концу XVIII века ремесло стало приобретать черты товарного производства. Первую косторезную мастерскую в 1874 году на имя жены открыл губернский землемер И.Е.Овешков. К этому времени тобольские изделия обрели заслуженную популярность и узнаваемость. Их характерными особенностями стали круглая форма скульптур, классический мотив изделий – запряженные оленями нарты, юрты, фигурки мамонтов и коренных жителей Севера. Основное назначение резных миниатюр – декоративное.
Революционные события повлекли спад ремесла, украшение быта было признано лишенным необходимости.
Период возрождения косторезного искусства пришелся на конец 20-х годов прошлого столетия. 9 апреля 1928 года было зарегистрировано Тобольское промыслово-производственное кооперативное товарищество «Кустарь», откуда берет свои истоки современная косторезная фабрика.
Решением протокола №1 от 10 августа 1932 года косторезный цех и парикмахерская из артели «Кустарь» были выделены в кооперативную промысловую производственную артель «Коопэскпортбыт» Тобольского Многопромсоюза. В составе косторезного цеха артели на 1 октября 1932 года указаны шесть человек, из которых заведующий цехом Трегубов С.И., рабочие Денисов В.И. и Песков Т.С. трудились с 1929 года (вероятно, подразумевается период их занятости в цехе товарищества «Кустарь»).
В докладной записке членов артели артель «Коопэкспортбыт» от 22.07.1934г. указано: «Косторезная мастерская в г.Тобольске «Коопэскпортбыт» существует с 1929 г., основана она одним из работающих и теперь художником-резчиком т.Денисовым /инвалидом/, который работал десятки лет в подобных же мастерских, содержимых ранее частными предпринимателями. В мастерской всего работает 15 человек, из коих 8 человек – художники, занимающиеся резьбой из мамонтовой кости, преимущественно изделий быта Севера и вещей Этнографики. Эти изделия – исключительно экспорт. Подготовляются здесь и прочие изящные вещи не бытового характера, а также реставрируются и изящные японские изделия. Таким образом, наша мастерская по качеству выпускаемой продукции косторезных изделий относится к разряду высоко-художественной, ибо изделия известны Москве, известны и за границей и имеют громадное экономическое значение для Советского Союза. А кроме того мастерская имеет большое значение еще и потому, что мастера-художники приготовляют и выпускают новые кадры молодых художников-косторезов…».
Тобольская косторезная фабрика продолжает с успехом работать. Музей истории развития фабрики позволяет увидеть весь процесс создания изделий и наиболее востребованные экземпляры косторезного искусства из фонда образцов.
Список членов артели «Коопэкспортбыт» по состоянию на 1 октября. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф.Р-641. Оп.1. Д.3. Л.118.
![]() |
![]() |
Докладная записка членов Тобольской Артели Художественно-Косторезной Мастерской «Коопэкспортбыт» в Комитет Севера при ВЦИК РСФСР, Облвнешторг. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф.Р-641. Оп.1. Д.7. Л.181, 181об.
Тобольская полиция
История создания регулярной полиции в России началась с утверждения Петром I в мае 1718 г. должности генерал-полицмейстера. В 1733 г. при Анне Иоанновне был издан закон «Об учреждении полиции в городах». Тобольская полицмейстерская контора была учреждена в 1734 г. В состав полицмейстерских контор в губернских городах входили полицмейстер, унтер-офицер, капрал, 6-8 рядовых и 2 канцелярских служащих.
В фонде Тобольской полицмейстерской конторы сохранилось немало документов, раскрывающих основные направления деятельности нового органа. Контора исполняла административно-полицейские функции: занималась обнародованием указов и распоряжений центральной и местной властей, вела учет движения населения, приводила в исполнение приговоры гражданского уголовного суда, обеспечивала пожарную безопасность, охраняла общественный порядок, взыскивала недоимки с населения, осуществляла надзор за санитарным состоянием города, путями сообщения, тюремными помещениями.
Полицмейстерская контора была упразднена в 1782 г. Ее функции стала исполнять вновь учрежденная Тобольская управа благочиния или полицейская управа. Тогда же в 1782 г. учреждены были городские полицейские управления. В их функции входило наблюдение за исполнением законов, охрана порядка и надлежащего повиновения властям, исполнение обязанностей по делам судебного ведомства, казенного управления, военного ведомства и общественного хозяйства. Тобольское городское полицейское управление упразднено было лишь в 1917 г.
Интересны документы Тобольской полиции с описанием примет для розыска преступников, ведь в середине XIX в. опираться приходилось только на словесное описание внешности, одежды, манеры речи, поведения. Так, например, в описании примет преступников за 1836 г. можно прочитать: «злоумышленник Шульц, обнаруживает в речах большую образованность, одевается с изысканностию, носит отличное тонкое белье с нагрудными золотыми пуговицами, на лице его видны печаль и заботы, носит в кармане терцероль (маленький дульнозарядный пистолет), а в сапоге кинжал и склянку с ядом».
История полицейских органов города Тобольска сейчас представлена в музее тобольской полиции, который создан по инициативе ветерана органов внутренних дел Российской Федерации, полковника милиции в отставке Николая Поликарповича Малыхина. Совместно с представителями Общественного совета и Совета ветеранов, а также неравнодушными жителями города, музей был наполнен уникальными экспонатами. Часть из них перешла из музея учебного центра УВД, находившегося на Панином бугре. Фотографии, награды, а также форменную одежду передавали родственники сотрудников тобольской милиции.
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. И-1. Оп.1. Д.519. Л.11-12об
Музей Тобольского государственного драматического театра имени П.П. Ершова
Широко известный, всеми любимый «Теремок», построенный на народные средства в 1899 году, погиб в огне в ночь с 17 на 18 ноября 1990 года. Погиб в огне и театральный музей, созданный в 1985 году стараниями энтузиастов, патриотов своего города и театра во главе с главным художником, Заслуженным работником культуры РСФСР Геннадием Николаевичем Кустовым.
Г.Н. Кустов родился в 1940 году в городе Иркутске в семье служащих. В 1958 году окончил школу и был призван в Советскую Армию. После окончания Института искусств был направлен по распределению актером и художником в театр г. Благовещенска на Амуре. В. 1967-19700 гг. работал в Курганском театре актером и художником. В 1971 году приехал в город Тобольск в Драматический театр в качестве актера.
После окончания высших курсов в 1975-1976 гг. театрально-художественного отделения на базе Малого театра на Таганке назначен главным художником Тобольского драматического театра.
Кроме основной трудовой деятельности художник Г.Н. Кустов в 1985, 1990 гг. в музее-заповеднике, в 1996 году – в доме Корнилова проводил персональные выставки о Тобольском Драматическом театре.
Г.Н. Кустов в течении 8 лет занимался сбором и оформлением материалов для музея театра: «Это не просто музей, где собраны экспонаты. Мы попытались создать театр прошлых лет в миниатюре. Копии костюмов, детали реквизитов, сама экспозиция выполнены из фактуры, которая использовалась в прошлом». Сегодня музей театра возрожден. В фонде музея более 500 экспонатов основного фонда и столько же – научно-вспомогательного.
В ГБУТО ГА в г. Тобольске в 2000 году создан архивный фонд основателей народных музеев. Одна из описей принадлежит Г.Н. Кустову. И содержит фотографии, программы спектаклей, афиши Драматического театра сформированные в 5 дел.
![]() |
![]() |
ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 119; Р-1839. Оп. 2. Д. 3