«В тылу – как на фронте!»

 

75 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Накануне празднования Дня Победы мы вспоминаем тех, кто воевал и отдал жизнь за Родину, и тех, кто своим трудом в тылу приближал долгожданную победу. Память об этой странице истории нашего края хранят документы Государственного архива социально-политической истории Тюменской области.

На заседании бюро Тюменского горкома ВКП(б), состоявшемся 22 июня 1941 года, было принято решение «…обязать секретарей первичных парторганизаций развернуть массово-политическую работу среди трудящихся по разъяснению сообщения товарища Молотова о наглом нападении фашистской Германии на Советский Союз, принять меры к укреплению трудовой дисциплины и добиться повышения производительности труда, повысить бдительность коммунистов и всех трудящихся»1Так началось развертывание в тюменском крае своего фронта – трудового.

Территория современной Тюменской области на начало войны входила в состав Омской области и представляла собой зону рискованного сельскохозяйственного земледелия. Удельный вес промышленного производства в экономике края был незначителен, в основном представлен предприятиями перерабатывающей и местной промышленности, промысловой кооперации. Тюмень в то время – небольшой провинциальный город, наиболее развитыми отраслями промышленности которого были деревообработка и судостроение. Городская промышленность была представлена такими предприятиями, как: завод «Механик», фанерокомбинат, лесозаводы «Республиканец» и «Красный Октябрь», судоверфь, овчинно-шубный завод им. Кирова, сапоговаляльная фабрика им. Челюскинцев. Очень скоро роль г.Тюмени, как и многих других тыловых городов, резко изменилась. За годы войны город принял 22 завода из Калуги, Киева, Ленинграда, Москвы, Подольска и других городов и населенных пунктов из прифронтовой полосы, большинство которых разместилось на базе местных заводов. Так, заводы «Красный экскаватор» из г.Киева и им.10-летия Октября из г.Одессы разместились на площадке «Механика», судостроительные заводы из г.Керчи и г.Ленинграда объединились с тюменской судоверфью, мотоциклетный завод расположился в цехах пивоваренного, завод № 636 – в цехах водочного завода, курский машиностроительный завод «Текстильмаш» – на сапоговаляльной фабрике, кожевенный завод из подмосковного Кунцево – на овчинно-шубном заводе, а судостроительный завод принял в 1941–1942 годах пять эвакуированных заводов.

Среди эвакуированных были Особое конструкторское бюро № 31 и завод № 241, занявшие часть Базарной площади. Завод выпускал планеры А-7 конструкции О.К. Антонова, которые испытывали под пос.Заводоуковском. Материалом для планеров служила фанера Тюменского фанерокомбината.

Для размещения прибывших предприятий в г.Тюмени за короткий срок было построено более 70 тыс. м2 производственных площадей, капиталовложения в это строительство составили 20 млн. рублей2. Перестроились на военный лад и местные заводы: на заводе «Механик» был налажен выпуск минометов и боеприпасов, на судоверфи началось производство торпедных катеров, ДОК «Красный Октябрь» изготавливал лыжи и деревянную тару, фанерокомбинат развернул производство авиафанеры3. Рабочие и их семьи, прибывшие вместе с предприятиями, были обеспечены жильем и продовольствием. Уже весной 1942 года все эвакуированные заводы были введены в эксплуатацию и приступили к выполнению государственных заданий и планов. К весне 1944 года промышленное производство вооружения и продукции на предприятиях г.Тюмени увеличилось на 62,5-82%, значительно расширился станочный парк. Экскаваторный завод увеличил выпуск продукции в 2 раза, завод строймеханизмов – в 6 раз4.

Город Тобольск принял Всесоюзный НИИ озерного и рыбного хозяйства из г.Ленинграда и речной техникум, оборудование Одесского консервного комбината им.Ленина5. «По состоянию на 1 марта 1941 г. в Ишиме были две машинно-тракторных мастерских, мясокомбинат, мельзавод, артели «Объединение», им.Крупской, им.Ильича, им.Пушкина», - докладывал  первый секретарь Ишимского горкома ВКП(б) на городской партийной конференции 21 августа 1943 года – «…на базе машинно-тракторных мастерских разместились механический завод и завод автоприцепов Главхимпласта НКХП, на базе водочного завода – машиностроительный завод. На месте бывших складов Омторга разместилась обувная фабрика. В два раза увеличилось количество промартелей Многопромсоюза. …За время Великой Отечественной войны значительно расширилась номенклатура изделий промышленных предприятий города,…теперь они выполняют заказы фронта, а также изготавливают продукцию для промышленности и сельского хозяйства многих областей и республик Советского Союза»6.

Задачам введения прибывших предприятий в эксплуатацию и переориентированию местных на выпуск военной продукции препятствовали общие трудности – острый недостаток транспорта, электроэнергии. Стоит отметить, что проблема электроснабжения г.Тюмени остро стояла и в предвоенные годы. В докладной записке секретарю Омского обкома ВКП(б) в январе 1941 года отмечалось, что тюменская электростанция может вырабатывать днём не более 1 тыс. кВт, а ночью 500 кВт при потребности в 6 тыс. кВт7. Исходя из этого, осенью 1941 года было решено увеличить мощность электростанции до 7 тыс. кВт8. Однако, уже в декабре было принято решение построить в восточной стороне города, где располагалось большинство эвакуированных предприятий, новую электростанцию, мощность которой должна была доходить до 12 тыс. кВт9.

Проблема нехватки трудовых ресурсов была острой, поэтому выполнение планов давалось очень тяжело. Немаловажным источником пополнения рабочей силы стало активное использование женского труда. Женщины заменили мужчин в таких профессиях, как электромонтёры, кочегары, слесари, ремонтники промышленного оборудования. Как отмечалось на Тюменской городской партийной конференции, уже к концу 1942 года «…в промышленность и на транспорт влилось 10620 человек – новых необученных рабочих, преимущественно домохозяйки, молодежь, подростки»10. Открывались краткосрочные курсы при школах ФЗО и на промышленных предприятиях, широко использовалось наставничество. Вернулись на производство и те, кто уже находился на заслуженном отдыхе. Так, в городской газете «Красное знамя» от 10 июля 1941 годаопубликовано обращение персонального пенсионера А.Ф. Лузина к ветеранам труда с призывом вернуться к станкам и заменить ушедших на фронт рабочих: «Я считаю себя мобилизованным на трудовом фронте и призываю всех инвалидов города, кто способен работать, занять на производстве места товарищей, ушедших на фронт. В эти суровые дни Великой Отечественной войны нельзя оставаться в стороне каким-то мирным обывателем»11.

Несмотря на трудности, тюменские судостроители выпустили для фронта 165 торпедных катеров, которые топили вражеские корабли на Балтийском, Баренцевом и Черном морях, а десять моряков, воевавших на тюменских катерах, стали Героями Советского Союза. Тюменский край дал фронту мотоциклы тяжелого типа ТМЗ-53, сотни тысяч аккумуляторов, мин, минометов, электрооборудование для боевых машин. За время войны наши земляки построили более 600 планеров Антонова, которые использовались для поставки вооружения через линию фронта партизанам Брянщины, Орловщины, Ржева и др. Полярно-Уральская экспедиция снабжала пьезокварцем предприятия электротехнической промышленности. Созданное в г.Тюмени на базе деревообрабатывающего комбината, лесозавода и кустарных мастерских обозостроительное объединение поставляло для армии столь необходимые парноконные и одноконные повозки, теги, сани и лыжи. Завод № 39 обеспечивал госпитали щелочами, дифосфатом натрия, иодоформом и иодокалием, моносептом и кристаллической содой. Завод № 636 Наркомата химической промышленности СССР выпускал синтетические смолы для танковой и авиационной промышленности, замазки, лаки. От холодов бойцов Красной Армии спасали овчинные полушубки, шапки, трикотаж, катаные валенки и рукавицы, которые с заботой и любовью пошили промартели городов и сел. Веселили в короткие часы затишья между боями изготовленные артелью «Бытовик» русские гармони.

Тюменская земля дала фронту хлеб, мясо, рыбу. Значительную роль в снабжении армии играла рыбная промышленность края, заготовка леса и пушнины. Рабочие Заводоуковского мехлеспункта в обращении к работникам лесной промышленности Омской области от 24 ноября 1941 года обязались выполнить годовой план по заготовке и вывозке леса к 24 декабря12. Тюменский лес шел на строительство производственных зданий, жилья, мебели, на переработку. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке» от 6 января 1942 года был создан Омский рыбопромышленный трест с включением в него промыслов на реках Оби, Иртыше, Тоболе, Ишиме, Обской и Байдарацкой губы и Гыданского залива, с местоприбыванием в пос. Самарово. Данным документом был установлен государственный план добычи рыбы на 1942 год в размере 1550 тыс. центнеров, а в 1943 году уже 4560 тыс. центнеров13. Трест и рыбопромысловые артели снабжали фронт рыбой и консервами. В постановлении бюро Ханты-Мансийского райкома ВКП(б) от 1 февраля 1944 года об итогах работы за 1943 год отмечено: «…Перевыполнили план производства рыбных консервов Самаровский и Сургутский заводы… Вновь организованы 3 рыбозавода, 18 рыбоучастков, 94 рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих пункта, построена и пущена в эксплуатацию Сургутская рыбоконсервная фабрика… Построено 1146 единиц мелкого парусно-гребневого флота»14. За 1942-1944 годы только рыбаками Ханты-Мансийского округа сдано государству свыше 800 тыс.ц. рыбы, 500 тыс.ц. рыбных консервов и солений15. О работе рыбной промышленности Ямало-Ненецкого округа в годы войны на VIII окружной партийной конференции 4 февраля 1945 года докладывал окружком ВКП(б): «…к семи имевшимся рыбозаводам и одной МРС вновь организовано пять рыбозаводов и пять МРС. В отдаленных районах созданы рыбозаводы: Гыдоямский, Полярный, Северный, Пуровский…В 1943 г. построена консервная фабрика в Тазовском районе с годовой производительностью в 1 млн. условных банок, а с окончанием второй очереди фабрика будет выпускать 3 млн… За три года построено 35 новых рыбоприемных и рыбообрабатывающих пунктов. Салехардская судоремонтная база построила 67 плашкоутов и рыбниц, парусно-гребного флота 814 ед… Вылов рыбы в 1940-1944 гг. вырос с 103,5 тыс.ц. до 171,5 тыс.ц. в год»16. На рыбных промыслах северных округов рядом с коренным населением работали спецпереселенцы, депортированные немцы Поволжья, финны, калмыки и др.17

Значительную роль в экономике края играло сельское хозяйство, поэтому настоящая битва развернулась в борьбе за урожай. Сельскохозяйственные предприятия выращивали зерновые культуры, лен, коноплю, махорку и др. В тяжелейших условиях нехватки рабочей силы, когда на фронт ушли почти все мужчины, их заменили женщины и подростки. Машины, запчасти и горючее были мобилизованы либо на оборонные предприятия, либо на фронт. Не хватало семян и кормов. Постановлением бюро Омского обкома партии и облисполкома от 29 сентября 1941 года в колхозах и совхозах изъяли лошадей, повозки и упряжь для укомплектования тракторно-гужевых батальонов. Впоследствии в производственные планы хозяйств была включена 5% поставка лошадей, упряжи и телег в фонд «Кони Красной Армии», который был создан в каждом районе18.

В конце июня 1941 года на заседании бюро Тюменского райкома ВКП(б) была отмечена инициатива ряда комсомолок зырянской МТС «…встать на трактор и комбайн вместо уходящих на фронт братьев и отцов»19. На заседании бюро Ялуторовского райкома ВКП(б) от 23 июля 1941 года секретари первичных парторганизаций обязывались «…организовать работу по привлечению женщин на производство, на места товарищей, ушедших в ряды Красной Армии, добиваясь того, чтобы каждый станок, каждый трактор, каждый комбайн работали вдвое, втрое лучше, чем прежде»20. Из информации секретаря Омутинского райкома ВКП(б) т.Старикова в Омский обком ВКП(б) от 3 июля 1941 года: «…257 мужчин заменено женщинами»21. 22 июля 1941 года газета «Тобольская правда» рассказала читателям об организации краткосрочных курсов трактористов и комбайнеров в Ушаковской и Вагайской МТС Вагайского района, на которых обучались 100 девушек22. Проводив мужчин на фронт, в жесточайших условиях нехватки машин и механизмов, в зоне рискованного земледелия село не только выполняло громадные планы сдачи хлеба, мяса и молока, но и продолжало готовить кадры для оборонных предприятий края, обучало будущих бойцов Красной Армии. Секретарь Новозаимского райкома партии т.Гайдученя на районном отчетно-выборном собрании партийной организации 27 июня 1943 года докладывал: «В посевной нынешнего года приняло участие 346 комсомольцев и 868 человек несоюзной молодежи… На тракторах по всему району работало 139 женщин… За это же время 324 комсомольца нашего района уехало на оборонные заводы, на восстановление Сталинграда и других освобожденных районов. 56 человек послано на учебу в школы ФЗО»23. В «битве за урожай» селу помогали трудящиеся города. В отчетном докладе Ишимского горкома ВКП(б) городской партийной конференции 27 января 1945 года отмечено: «Над колхозами Ишимского района шефствовали 29 первичных партийных организаций города и железнодорожного узла… Автомобильным и гужевым транспортом предприятий с токов колхозов и из глубинных пунктов Ишимского района вывезено свыше 2 тыс.т. зерна. Промышленностью города в порядке шефской помощи было изготовлено для колхозов в период сева 1944 г. 600 пар обуви, 100 меховых жилетов, 56 хомутов, 100 шорок, 1т. колесной мази, 100 кг. махорки, 200 кг. мыла и т.д. Всего на 40 тыс. рублей. Исключительную помощь оказали предприятия подшефным МТС. На временные работы в машинно-тракторные станции было послано 120 квалифицированных рабочих: слесарей, токарей, электросварщиков и т.д. Предприятиями изготовлено большое количество запасных частей для тракторов…и сельхозмашин на 534 тыс. руб.»24. Не смотря на все трудности тюменский край ежегодно сдавал государству от 6 до 9 млн. пудов хлеба, мясо и молоко, овощи, яйца и др.

Настоящий подвиг ежедневно совершали тюменские железнодорожники: перевозка военнослужащих, оборонной продукции, оборудования эвакуированных предприятий и людей, эвакогоспиталей. В 1941–1942 годах на тюменском отделении дороги грузооборот перевозок возрос в два-три раза. Тюменское и Ишимское отделения железной дороги на своих производственных площадях выпускали автоматы ППШ, мины и минометы. Для санитарно-дезинфекционной обработки фронтовиков в паровозном депо станции Тюмень построен поезд-баня, маршрут которого завершился в поверженном Берлине. Промартели края снабжали поезд-баню щелочью, хозяйственным мылом, бельем, парикмахерскими наборами. Тюменские речники на судах, не приспособленных для морского плавания, по заминированным водам Карского моря и Обской губы перевозили топливо и продукты питания для рыбаков и охотников Заполярья, доставляли рыбу, вывозили лес25.

«В тылу – как в бою!» стало лозунгом тюменской молодежи. Особые надежды возлагались на комсомольцев. Бюро Ишимского горкома ВКП(б) в июле 1941 года отмечало: «Улучшилась производственная работа ряда комсомольских организаций, увеличилось число комсомольцев-стахановцев, в артелях «Универсал», «Кузнецы», им. Крупской вагонный участок, паровозное отделение целиком все комсомольцы-стахановцы»26. В выступлении секретаря Тюменского горкома ВЛКСМ т.Дубинина на съезде рабочей молодежи Омской области 21 апреля 1943 года говорится: «У нас на заводах около 150 комсомольско-молодежных бригад…многие из них выполняют план на 146%... на заводах растут мастера труда, которые в день выполняют по 2-3 нормы… Комсомольские организации наших заводов своей боевой работой привлекли несоюзную молодежь. Комсомольские организации растут из месяца в месяц»27. К лету 1944 года комсомол стал главной силой промышленности. На тюменском фанерокомбинате работало 50 комсомольско-молодежных и 18 фронтовых бригад, на Тюменском судостроительном заводе – 100 комсомольско-молодежных, из них 44 фронтовых бригад и три гвардейских. Гвардейцы тыла выполняли норму выпуска продукции на 180-268%28.

Рядом с взрослыми плечом к плечу трудились дети. Они помогали в прополке и сборе овощей, собирали грибы, ягоды, лекарственные травы. Пионеры и школьники Бердюжского района проявили инициативу: «Под руководством комсомолок Неборской и Здорновой они включились в массовую прополку хлебов и выполняют другие работы», – отмечалось на бюро Бердюжского райкома ВЛКСМ29. Широкую известность приобрела инициатива тюменских школьников: 28 октября 1942 года ученики Борис Ильинский, Юра Мотовилов и другие через городскую газету обратились с призывом к своим сверстникам о работе на Тюменском фанерокомбинате. Они писали: «Ребята! Наши отцы и братья героически сражаются на фронте, бьют фашистов. Мы, учащиеся школы № 13, организовали бригаду и решили в свободное время работать на заводе… Мы работаем для фронта»30. Вскоре в этой бригаде состояло уже 42 человека. Вся школа потянулась на фанерокомбинат.

Поскольку материальные ресурсы в годы войны были ограничены, важная роль отводилась моральному поощрению: размещение информации о самоотверженном труде работника на Доске почета, публикация в городской газете,занесение в Книгу почета гвардейцев тыла. Одной из форм повышения производительности труда стало стахановское движение и социалистическое соревнование. На заводах создавались бригады двухсотников, трёхсотников, тысячников, ширилось движение за совмещение профессий и т.д. В информационной записке Тюменского горкома ВКП(б) от сентября 1941 года «О работе городской комсомольской организации в военное время» в Омский обком ВКП(б) говорится: «Комсомольская бригада 2-го отделения совхоза № 6 в составе 7 человек дает в среднем 175%, токарь т. Глушков из вагонного участка выполняет задание на 350%. Слесарь Карнаухов выполняет норму на 285%. В результате производственного и трудового подъема увеличились ряды стахановцев и ударников. Всего по городу комсомольцев-стахановцев – 528, ударников – 503, отличников – 101 человек»31. Секретарь партбюро завода № 762 т.Семинский на отчетно-выборном собрании партийной организации 6 мая 1943 года докладывал, что из 1268 работников завода 39,5% стахановцы, а 29,5% - ударники труда. Активно участвуя во Всесоюзном социалистическом соревновании трудовые коллективы области неоднократно завоевывали переходящие Красные знамена Государственного Комитета Обороны, ВЦСПС и наркоматов. За выдающиеся успехи в труде Тюменская судоверфь, Ханты-Мансийский леспромхоз и Ялуторовский лесозавод получили Красные Знамена Государственного Комитета Обороны на вечное хранение32.

Тюменская земля дала фронту лучших бойцов, мужество и сибирский стальной характер. «В труде – как в бою!» – один из лозунгов Великой Отечественной войны. И действительно, труженики тыла считали себя мобилизованными на войну с фашизмом. Вместо ушедших на фронт мужчин трудились их жёны и дети. Тысячи подростков прошли через школы ФЗО, становясь профессиональными слесарями, сборщиками, токарями, трактористами. Благодаря самоотверженной работе тружеников тыла, тюменские предприятия поставляли на фронт крайне необходимую продукцию на протяжении всех военных лет и внесли ощутимый вклад в дело достижения Великой Победы. Но помощь Красной Армии со стороны тюменцев не ограничилась лишь высокими достижениями в различных отраслях народного хозяйства – в Фонд обороны СССР от населения поступали денежные средства на строительство танков, самолетов, катеров, теплые вещи, белье, подарки для военнослужащих. Об этом – в нашей следующей публикации.



1. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-7. Оп.1. Д.948. Л.188.

2. Там же. Д.1001. Л.61.

3. Кривцов В.Ф. Перестройка экономики. Тыл – фронту// Военная история Тюменской области. Вклад тюменцев в Победу в Великой Отечественной войне. (По материалам научно-практической конференции). Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2005. С. 20.

4. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-7. Оп.1. Д.1109. Л.14-30.

5. Тюменцы – фронту. Сборник документов / отв. ред. В.П. Петрова. Изд. второе, дополненное. Тюмень: ОАО «Тюменский дом печати», 2005. С. 334.

6. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-48. Оп.1. Д.97. Л.76-80.

7. Там же. Ф.П-7. Оп. 1. Д.578. Л. 1.

8. Там же. Л. 23

9. Там же. Д.557. Л. 25.

10. Там же. Д.1001. Л.62.

11. Тюменцы – фронту. Сборник документов / отв. ред. В.П. Петрова. Изд. второе, дополненное. Тюмень: ОАО «Тюменский дом печати», 2005. С. 37.

12. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-135. Оп.1. Д.1012. Л.196.

13. Из истории промышленного развития Тюменской области (1917-1980): Документы и материалы/отв.ред. Д.И.Копылов. Свердловск. Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1988. Стр. 153-154.

14. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-107. Оп.1. Д.756.Л.27-27об.

15. Там же. Д. 825. Л.26-39.

16. Там же. Ф.П-135. Оп.1. Д.314. Л.26-27.

17. Тюменцы – фронту. Сборник документов / отв. ред. В.П. Петрова. Изд. второе, дополненное. Тюмень: ОАО «Тюменский дом печати», 2005. С. 323-324.

18. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-135. Оп.1. Д.1012. Л.127

19. Там же. Ф.П-9. Оп.1. Д.281. Л.121.

20. Там же. Ф.П-135. Оп.1. Д.1012. Л.23,24.

21. Там же. Ф.П-109.Оп.1. Д.24.Л.66

22. Тюменцы – фронту. Сборник документов / отв. ред. В.П. Петрова. Изд. второе, дополненное. Тюмень: ОАО «Тюменский дом печати», 2005. С. 41.

23. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-103. Оп.20. Д.1. Л.20,21.

24. Там же. Ф.П-48. Оп.1. Д.152. Л.58-59.

25. Тюменцы – фронту. Сборник документов / отв. ред. В.П. Петрова. Изд. второе, дополненное. Тюмень: ОАО «Тюменский дом печати», 2005. С. 10.

26. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-48. Оп.1. Д.51. Л.122.

27. Тюменцы – фронту. Сборник документов / отв. ред. В.П. Петрова. Изд. второе, дополненное. Тюмень: ОАО «Тюменский дом печати», 2005. С.222.

28. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-7. Оп.1. Д.1005. Л.31,31об.

29. Там же. Ф.П-65. Оп.3. Д.1. Л.31.

30. Тюменцы – фронту. Сборник документов / отв. ред. В.П. Петрова. Изд. второе, дополненное. Тюмень: ОАО «Тюменский дом печати», 2005. С.177.

31. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-7. Оп.1. Д.954. Л.13.

32. Там же. Ф.П-260. Оп.2. Д.13. Л.21.

33. Из истории промышленного развития Тюменской области (1917-1980): Документы и материалы/отв.ред. Д.И.Копылов. Свердловск. Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1988. Стр. 19.