«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИЖНЕ-ИРТЫШСКОГО РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)»

 

Речной транспорт всегда имел большое значение в социальном и экономическом развитии Тюменского края. Долгое время он был основным, а зачастую и единственным, видом транспорта, осуществляющим связь с северными районами, удаленными от железнодорожных и автомобильных дорог, исключительно только в навигационный период, оставаясь наиболее доступным и дешевым способом перевозки массовых грузов: леса, хлеба, соли, каменного угля, рыбы и т.д. В годы Великой Отечественной войны эту важную миссию осуществляло Нижне-Иртышское речное пароходство, о чем говорят документы архивных фондов «Тюменский областной комитет КПСС», «Тобольский окружной комитет КПСС», находящиеся на хранении в Государственном архиве социально-политической истории Тюменской области.

На момент начала войны флот Нижне-Иртышского речного пароходства работал в следующих географических границах: Омская область, частично Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Красноярский край и Северо-Восточная часть Казахской ССР1. Общая протяженность 74 рек с основными магистралями – реками Иртыш, Обь, Тобол, Тавда, Тура, достигала 30 тысяч км.2.

 

 

Схематическая карта водных путей Иртышского бассейна.

г.Тобольск, не позднее 25.11.1936.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1091. Л.25.

 

Протяженность эксплуатируемых водных путей увеличивалась с каждым годом за счет освоения малых рек3: в 1941 году – 16014 км., 1942 году – 16331 км., 1943 году – 17197 км., 1944 году – 17457 км.

Нижне-Иртышское речное пароходство располагало следующими видами транспорта: грузопассажирским (пароходы); буксирным (пароходы, газоходы, рефрижераторы); несамоходным (баржи, тентовки, паузки, дощаники).

 

 

Из отчета Нижне-Иртышского речного пароходства об обеспеченности флотом в 1941-1942 гг.

г.Тобольск, [1942].

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.9.

 

В 1943 г. количество транспорта составило: грузопассажирского – 21 судно мощностью 8230 л.с. грузоподъемностью 3882 тонны и пассажировместительностью 6322 человека; буксирного – 57 судов мащностью 20076 инд. сил, вспомогательного флота общей мощностью более 3000 инд. сил; несамоходного – 270 судов4.

 

 

Из отчета Нижне-Иртышского речного пароходства об обеспеченности транспортом в 1940-1943 гг.

г.Тобольск, 03.11.1943.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1801. Л.76.

 

Движением флота по бассейну руководил диспетчерский аппарат управления, разделив бассейн на два диспетчерских участка: Омский – от Павлодара до Загваздино (диспетчерский пункт в г.Таре) и Тобольский – от Загваздино на Север по рекам Иртышу и Оби от Александрова до Устья с притоками, Обской губой и Тазовской губой (диспетчерские пункты в г.Тюмени и г.Салехарде)5. 19 января 1943 года были организованы 4 самостоятельных диспетчерских участка: Омский – на участке Павлодар-Тюлиганы протяженностью 1500 км; Тобольский – на участке Тюлиганы-Березово по рр.Иртыш и Обь протяженностью 1400 км; Салехардский – Березово-устье р.Обь, Обская губа, Тазовская губа и Гыдоямская губа и притоки; Тюменский – реки Тобол, Тура, Тавда протяженностью 1400 км.

Обслуживание флота осуществлялось на 13 пристанях: Черлак, Комантеево, Омск, Карташево, Большеречье, Евгащино, Тара, Тевриз, Тобольск, Тюмень, Каратунка, Иртышск, Салехард. Перегрузочными механизмами были оборудованы пристани Омск, Тюмень, Тобольск. Основной парк перегрузочных машин состоял из ленточных транспортеров (стационарных и передвижных) и транспортеров типа «Штер».6.

С наступлением войны и уходом на фронт наиболее квалифицированного и трудоспособного населения перед руководством Нижне-Иртышского речного пароходства встала задача быстро восполнить недостающее количество плавсостава и береговых работников для обеспечения работы флота и пристаней. Для этого было организовано прохождение практики на судах для учащихся школ фабрично-заводского обучения и ремесленных училищ, а также проведена подготовка плавсостава за счет привлечения вторых членов семей, женщин. Подготовка кадров проходила в основном путем индивидуального обучения на предприятиях. На пароходах и баржах обучение проходило путем индивидуального и группового прикрепления обучающихся к механику, капитану, шкиперу или их помощникам7. В первую очередь суда были укомплектованы капитанами, механиками и шкиперами. В числе новых кадров были женщины, которые впервые пришли на работу на речной транспорт, освоив судовые специальности за короткое время. Если в навигацию 1941 года на пароходстве работало 543 женщины, то в 1942 году – свыше 1100 (помощники капитана, шкипера, помощники шкиперов, помощники механиков, матросы, масленщики). На пристанях на разных специальностях, в том числе грузчиками, работало свыше 400 женщин8.

В первые месяцы войны на судах Нижне-Иртышского речного пароходства было перевезено немало эвакуированных в Сибирь из западных областей страны людей и промышленных предприятий, а так же доставлены на призывные пункты тысячи мобилизованных в действующую армию бойцов9, но первостепенной задачей являлось выполнение государственного плана грузоперевозок. В больших объемах перевозили лес, хлеб (зерно, муку), соль, рыбу: за 1941-1943 годы было перевезено более 1270 тыс. тонн леса, 933 тыс. тонн хлеба, 160 тыс. тонн соли. Принятие Постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 6 января 1942 года «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке» способствовало росту рыбоперевозок (главным образом, из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов)10: если в 1941 году было перевезено 15,7 тыс. тонн рыбы, то в 1942 году – 19,8 тыс. тонн, а в 1943 году – более 23 тыс. тонн. Кроме того, выполнялись перевозки строительных материалов, угля, нефтепродуктов, сена, овощей и т.д.11.

 

 

Отчет Нижне-Иртышского речного пароходства о выполнении плана перевозок грузов и пассажиров за 1940-01.10.1943 гг.

г.Тобольск, 03.11.1943.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1801. Л.74.

 

Перед Нижне-Иртышским речным пароходством была поставлена задача по проводке не только отделых судов, но и целых речных караванов из Печорского бассейна через воды Северного Ледовитого океана на Иртыш, Обь, Енисей и другие реки Сибири12. Наиболее известен северный рейс буксирного теплохода «Анастас Микоян» (капитан И.А. Медведев), который длился с 1942 по 1944 годы. На начало рейса в состав каравана входило 17 единиц флота общей грузоподъемностью 20030 тонн: лихтеры «Ямал» и № 4, баржи №№ 2, 3, 4, 5, 8, 9, 257, 258, 470, 472, а также 5 катеров, груженые мукой, солью, кирпичем, дровами и др.13. Доставив груженые баржи из Салехарда в Обскую губу, судно вышло в Карское море и из Нарьян-Мара Северным морским путем привело на Обь караван речных судов: 2 земснаряда, 2 путейных парохода, 2 буксирных парохода и 2 лихтера14.

17-19 февраля 1945 года в г.Тюмени состоялась I областная партийная конференция, на которой была проанализирована работа всех отраслей народного хозяйства, представленных в регионе, проведен сравнительный анализ показателей военных лет с довоенными, оценен вклад тюменцев в достижение Победы, определены перспективы развития недавно образованной Тюменской области. Мясников К.Ф., начальник Нижне-Иртышского речного пароходства, в своем выступлении докладывал: «Впервые за многие годы речники Нижне-Иртышского пароходства навигационный план выполнили по обоим показателям – по тоннам на 103,8% и тоннокилометрам на 113,3%, <…> выполнили план таких перевозок, как: перевозки хлеба, соли, рыбы. Причем в 1944 году перевезено рыбы в два раза больше, чем в 1943 году. Соли перевезено в полтора раза больше, чем в навигацию 1943 года и в четыре раза больше, чем в 1940, довоенном году. Всего перевезено 30 тыс. тонн рыбы».

По результатам работы в навигацию 1944 года во Всесоюзном социалистическом соревновании речниками Нижне-Иртышского речного пароходства было завоевано второе место, получено Красное знамя ВЦСПС и Наркомречфлота, а затем – переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны15. К этому времени Нижне-Иртышское речное пароходство имело большой флот: 159 самоходных и 306 несамоходных единиц, а по количеству перевозок и продукции занимало одно из первых мест среди пароходств Сибири и Востока16.

 

 

Грузопассажирский пароход «Карл Либкнехт», работающий на линии Омск-Салехард.

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.3.

 

 

 

Буксиро-грузопассажирский пароход «Храбрый».

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.7.

 

 

 

Рефрижераторный пароход «Урал».

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.17.

 

 

 

Буксирный пароход «Волга», используемый на сухогрузных перевозках

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.20.

 

 

 

Двухдонная металлическая тентовка «Витим».

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.25.

 

 

 

Механизированный металлический лихтер «Обь» грузоподъемностью 2300 тонн, используемый на хлебных перевозках.

[г.Тобольск, 1942].

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.28.

 

 



1. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.4.

2. Там же. Д.1801. Л.1.

3. Там же.

4. Там же. Л.37.

5. Там же. Д.1680. Л.16об.

6. Там же. Л.16об., 29, 29об.

7. Там же. Д.1801. Л.51.

8. Там же. Д.1680. Л.32-34.

9. Галязимов Б. На гребне волны (страницы истории развития судоходства в Обь-Иртышском речном бассейне)// Б. Галязимов, Д. Кочетков. г.Тюмень: Типография управления по печати. 1970. С.49.

10. Алексеева Л.В. «Рыбный» фронт (январь 1942 г. – май 1945 г.)/ Рыбное хозяйство Ханты-Мансийского национального округа в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.): монография// Л.В.Алексеева. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та. 2014. С.37,38.

11. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1801. Л.74.

12. Яновский И.И. Иртышское пароходство: годы и люди// И.И.Яновский, Г.К.Вставский. г.Омск: ГУИПП «Омский дом печати». 2001. С.108.

13. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-30. Оп.1. Д.1680. Л.21об, 24.

14. Яновский И.И. Иртышское пароходство: годы и люди// И.И.Яновский, Г.К.Вставский. г.Омск: ГУИПП «Омский дом печати». 2001. С.232.

15. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.П-124. Оп.1. Д.119. Л.190, 191.

16. Там же. Д.73. Л.3-4.