368-я Печенгская Краснознаменная стрелковая дивизия

(по документам ГБУТО «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области»)

 

И поднялась Тюмень родная

В тяжелый сорок первый год.

И триста шестьдесят восьмая

была отправлена на фронт.

С.Соловьев

 

Чем дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), тем дороже свидетельства очевидцев и участников этих событий. В 1970-е годы партийный архив Тюменского областного комитета КПСС (в настоящее время – ГБУТО «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области») (далее – госархив) стал активно работать по созданию фондов и коллекций документов личного происхождения ветеранов Великой Отечественной войны. В одном из номеров газеты «Тюменская правда» за ноябрь 1974 года была размещена статья «Отзовитесь, ветераны!» с просьбой к участникам войны написать воспоминания о войне и направить их в госархив. Благодаря откликнувшимся на этот призыв, была сформирована Коллекция документов «Тюменцы в Великой Отечественной войне» (Ф.4059), в которую вошли воспоминания, фронтовые письма тюменцев-участников Великой Отечественной войны. В составе коллекции имеется дело «Переписка партархива Тюменского обкома КПСС с ветеранами Великой Отечественной войны (воспоминания о боевой службе в 368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии, документы для сборника «Письма с фронта»). О героической истории, боях и походах 368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии в своих воспоминаниях рассказали фронтовики, свидетели и участники тех событий.

В архивном фонде «Коллекция документов личного происхождения ветеранов войны, труда, Вооруженных сил» отложился рукописный альбом «Дорогами жизни» с воспоминаниями и фотографиями ветеранов Великой Отечественной войны, созданный Людмилой Александровной Кузнецовой, труженицей тыла. Четырнадцать лет она посвятила этому благородному делу, познакомилась с десятками тюменцев, которые рассказали ей о своих ратных подвигах. Многие из них воевали в составе 368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии.

Приказ о формировании в г.Тюмени 368-й стрелковой дивизии (далее – дивизии) был подписан Военным Советом Сибирского военного округа. Штаб дивизии находился на ул.Володарского, д.20. Возглавил дивизию полковник Федор Афанасьевич Осташенко, в последствии генерал-лейтенант (1945), Герой Советского Союза (1944). Начальником штаба назначили подполковника Петра Кононовича Полосова, комиссаром дивизии – старшего батальонного комиссара Федора Михайловича Наполкова. За выпуск дивизионной газеты «Вперед» отвечал старший политрук Иваненко Н.В., бывший корреспондент газеты «Правда» по Омской области1.

 

 

Фронтовые стихи Поликанова А., главстаршины.

Вырезка из Красноармейской газеты 368-й

Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии «Вперед».

Место, дата не установлены.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4059. Оп.1. Д.26. Л.53.

 

К концу сентября 1941 года были сформированы стрелковые и артиллерийские полки, отдельные батальоны – связи, саперный, медико-санитарный, специальные подразделения дивизии. Одновременно с комплектованием частей и подразделений шла напряженная боевая учеба. Занятия с личным составом по боевой подготовке проводились ежедневно по 10-12 часов. Все делалось для того, чтобы приблизить обучение к требованиям боя, реальной фронтовой обстановке2.

Среди добровольцев, которые хотели попасть на фронт, была Людмила Степановна Ляхевич. Она была зачислена 29.09.1941 медицинской сестрой в операционно-перевязочный взвод. В своих воспоминаниях она пишет: «<…> Смутно представляла, что такое война, несмотря на то, что мне, молодой девушке-комсомолке, будет тяжело смотреть смерти в глаза, видеть рядом убитых братьев, мужей, отцов, детей. Нелегко прошагать по военным дорогам женщине наравне с мужчиной. 7 ноября 1941 г. наш эшелон отправлялся с Тюменского вокзала. По перрону бежали провожающие матери, вытирая слезы. <…>»3. Так в ноябре 1941 года начались погрузка и отправка на фронт частей дивизии, которая была включена в состав 58-й резервной армии.

 

 

Людмила Степановна Ляхевич, медсестра

368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии,

ветеран Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Портрет.

г.Тюмень, 28.05.1974.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп.1. Д.389.

 

Приехав на станцию Няндома Северной железной дороги (Архангельская область), части дивизии совершили пеший переход в 340 километров по заснеженным дорогам до населенного пункта Оштинский Погост (районный центр Вологодской области) и встали в оборону юго-восточного побережья Онежского озера.

В марте 1942 года дивизия была передана в состав 7-й Отдельной армии, которая вела оборонительные бои между Ладожским и Онежским озерами, сдерживая натиск противника4. Этот период нашел отражение в воспоминаниях Павла Семеновича Жака, сапера 656-го отдельного саперного батальона: «<…> Наша 368 стр[елковая] дивизия заняла по фронту от Онежского озера и в сторону Ладожского озера 45 км. Задача была нелегкая, только не один км. нужно было поставить противопехотных мин – 3000 штук, и все под огнем противника. <…> против нашей дивизии противник держал 3 дивизии. Мне пришлось и такую разведку вести для занесения на карту, устанавливать место, где находятся огневые точки противника, как пулеметные, минометные, так и орудийные. Все это нам пригодилось для наступления, дало возможность нанести точные удары по огневым точкам противника. <…>»5.

10 апреля 1942 года 368-я стрелковая дивизия перешла в наступление с задачей разгромить финские войска южнее реки Свирь, наступать на север в направлении Вязостров – Вознесенье. Ожесточенное сопротивление противника и начавшаяся весенняя распутица затрудняли подвоз боевого запаса и снаряжения. Василий Васильевич Кушников, выпускник Томского артиллерийского училища, младший лейтенант 1224-го стрелкового полка, вспоминал: «<…> В начале апреля 1942 г. первое наше наступление. Подготовлено оно было плохо. Снарядов было очень мало, не хватало мин, патронов для винтовок и автоматов. Наше наступление, длившееся 8 дней, не дало никаких результатов. 50, 60% пехоты были выбиты. А в некоторых ротах осталось по 12-15 живых солдат. Воевать и тем более наступать мы не умели. Но это наступление нас многому научило. Люди поняли, что земля, окоп, спасительница в бою, что маскировка это не пустое требование командиров. На этом рубеже мы пробыли 2 года и 3 месяца. Держали оборону, не давая финнам обойти Ладожское озеро и замкнуть г.Ленинград в плотную блокаду-кольцо<…>»6.

 

 

Василий Васильевич Кушников,

участник Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Портрет.

Место съемки, дата, автор не установлены.

ГБУТО ГАСПИТИО. Ф.4063. Оп.1. Д.43. Л.9.

 

Ляхевич Л.С. описывала последствия апрельских наступательных операций 1942 года и время затяжной обороны с точки зрения медицинского работника: «<…> Бессонные ночи у постели и операционных столов раненых, работали по 2-3 суток без сна и отдыха, принимая потоки раненых. Передовые части размещались в Карельских лесах, болотах, трущобах, делая блиндажи, укрытия, а МСБ [медико-санитарный батальон], разбившись на две группы: 1-я стояла в 3 км. от переднего края, 2-я – 6 км. от переднего края. А дальше в тыл стоял полевой передвижной госпиталь, который переправлял раненых в тыловые госпитали, требующие длительного лечения и возвращения в строй. <…> Помимо основной работы мы занимались боевой и политической подготовкой – изучали винтовку, учились стрелять, ползать по-пластунски, окапываться, маскироваться. Рыли окопы, строили землянки, стирали белье, перевязочный материал, кормили раненых. Не менее были тяжелыми душевные и психические переживания. Ведь мы все время находились среди стонущих, искалеченных, умирающих людей, которых дома ждала мать, жена, невеста, дети. Сколько на моих руках скончалось молодых жаждущих жизни людей. Порой нервы сдавали, я плакала от жалости, от сознания своей беспомощности. Но война, есть война. <…> В свободное время затишья боев была организована своя армейская худ[ожественная] самодеятельность, где принимали активное участие большинство медиков. <…> Ведь музыка и песни времен Отечественной войны были рупором того времени. Все слушали ее с волнением и тот, кто шел на фронт, и тот, кто провожал. <…> Со своими концертами мы исколесили все ДОТы и ДЗОТы переднего края. Даже по рупору для финнов передавали песню «Катюша». Враг сначала слушал, а затем открыл ураганный огонь, но все обошлось благополучно. <…>»7.

В конце мая 1942 года командир 368-й стрелковой дивизии полковник Осташенко Ф.А. был отозван на учебу в Академию Генерального штаба. Командование дивизией принял его заместитель, подполковник Василий Каленикович Сопенко, который командовал дивизией до конца войны8.

 

 

Виктор Алексеевич Зыкин (первый слева), Николай Ананьевич Варавко (второй слева), участники Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.),

защитники Советского Заполярья. Парный портрет.

1942.

Место съемки, автор не установлены.

ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп.1. Д.371.

 

Наступление советских войск в 1943 – начале 1944 годы создало благоприятную обстановку для перехода в решительное наступление войск Карельского фронта. 9 июня 1944 года полки 368-й стрелковой дивизии пошли в атаку. Враг, не выдержав напора, отступал на север. 20 июня 1944 года дивизия достигла реки Свирь и с боем заняла расположенный на южном берегу реки город Вознесенье. 22 июня 1944 года части дивизии начали форсировать реку. 24 июня 1944 года переправа всех частей и подразделений дивизии, была полностью завершена.

Сапер 656-го отдельного саперного батальона Жак П.С., участвовавший в этих операциях, вспоминал: «<…> Утром 19 июня было дано нам задание сфорсировать реку Свирь левее моста в любом месте. <…> мы доползли к берегу реки, на той стороне были видны свежие траншеи, ну как быть, трава была очень высокая, у берега реки сплошной завал камней от очистки полей. Место чистое, укрытия нет. Я передал командиру разведки, что буду подниматься и пойду к берегу, к воде. Если не будет выстрелов, то надо переплывать на тот берег. Командир дал ответ, что взвод приготовится для прикрытия меня. Если враг покажется из траншеи, то будет уничтожен. Я пополз к берегу воды, но все было тихо. Речка не так широка, и я быстро переплыл, дополз до траншеи, где никого не оказалось. <…> Немедленно было передано командованию, и в этом месте один полк стал форсировать реку Свирь. Мы вернулись на главную дорогу к мосту. В это время подошли катера с Катюшами и дали по одной очереди, и мы свободно стали форсировать. Противник стал бежать, оставляя все – пулеметы и пушки. Так, с боями мы прошли до столицы Карело-Финской Республики г.Петрозаводска, убирая на пути мины противника. Не один разведчик не подорвался, чем я был доволен, что я могу убрать мины и уже знаю, где они должны быть поставлены противником. <…> Так пришли к Петрозаводску, где уже почти без сопротивления вошли в город. <…>»9.

2 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за дисциплинированность, мужество и отвагу личного состава, проявленные в боях при освобождении Карелии, дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

 

 

Илья Николаевич Шарпатов,

участник Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.),

защитник Советского Заполярья,

отец Владимира Ильича Шарпатова, летчика, Героя России (1996). Портрет.

Место съемки, дата, автор не установлены.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4127. Оп.1. Д.24. Л.6.

 

13 июля 1944 года 368-я Краснознаменная стрелковая дивизия была выведена из состава 7-й армии и вошла в состав 32-й армии. В середине июля дивизия совместно с частями 313-й стрелковой дивизии освободила г.Суоярви (Карело-Финская ССР), 28 июля 1944 года – вышла на Государственную границу СССР с Финляндией. Оборонительные бои велись до 29 августа 1944 года и были прекращены в связи с заключением мира между Советским Союзом и Финляндией. Дивизия, сдав свои рубежи пограничникам, была передислоцирована на Кольский полуостров и включена в состав 14-й армии, участвуя в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. Вспоминая об этих событиях, Константин Васильевич Резанов, заведующий делопроизводством 1-го отдела штаба дивизии, писал: «<…> После заключения мира с финнами нас направили в направлении Мурманска, выгрузились на станции Кола и пошли в направлении Печенги. Путь был тяжелый по тундре, с боями за каждую возвышенность, приходилось выбивать врага. Самые большие бои были на реке Титовка, вода в реке была покрыта кровью <…>»10.

Севернее полярного круга, в труднопроходимой горно-лесистой местности, среди рек, озер, болот и скал немцы в течении 3 лет создали сильную оборону. Штурм вражеской обороны начался 7 октября 1944 года. К 17 октября дивизия заняла оборону вдоль Государственной границы Советского Союза с Норвегией. Бои за Киркенес носили ожесточенный характер. 25 октября 1944 года сибиряки атаковали противника и в тот же день, в 22 часа, Москва салютовала войскам, разгромившим 15-тысячный немецкий гарнизон и овладевшим Киркенесом, 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.

 

 

Антонина Семеновна Ефремова, сержант медицинской службы

368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии,

мать Александра Владиславовича Ефремова, тюменского фотокорреспондента,

погибшего в г.Грозном во время второй Чеченской войны. Портрет.

Карело-Финская ССР, 01.1945.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп.1. Д.360.

 

За успешные действия в трудных условиях Заполярья по завершению полного освобождения Петсамской (Печенгской) области от немецких захватчиков приказом Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. 368-й Краснознаменной стрелковой дивизии было присвоено почетное наименование «Печенгская».

5 декабря 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья». Её получили более 350 тысяч человек. Дивизия осталась на территории Норвегии. Тюменцы занимались разминированием зданий, восстановлением дорог и мостов, линий электропередач, организацией питания и медицинской помощью населению.

После освобождения остальной территории Норвегии дивизию передали в состав Беломорского военного округа и передислоцировали через г.Мурманск в г.Кемь. Весной 1947 года Тюменскую дивизию расформировали11.

 

 

Ветераны 368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии,

участники Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Групповой портрет.

Тюменская группа.

г.Тюмень, 01.1975.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4167. Оп.1. Д.117. Л.5.

 

В 1970-е годы в городах Москве и Тюмени состоялось несколько встреч ветеранов дивизии из Тюменской, Омской, Томской, Новосибирской, Московской областей, Красноярского и Алтайского края. Эти встречи запечатлены на фотографиях, которые были оформлены в альбом тюменскими пионерами. Альбом отложился в архивном фонде «Коллекция документов пионерского движения» (Ф.4167).

Память о бойцах и командирах дивизии сохраняют школьные музеи г.Тюмени. На улице Ялуторовской г.Тюмени, у 2 корпуса школы № 25, установлен гранитный обелиск с надписью «Слава воинам 368-й Краснознаменной Печенгской стрелковой дивизии». У входа в Тюменский технологический колледж № 18 (ул.Пермякова, д.3, к.1) находится памятник солдатам и офицерам дивизии. В 2015 году по маршруту боевого пути дивизии прошли участники мемориальной экспедиции «Огненными верстами Победы», организованной Тюменской региональной организацией Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана». За три недели участники экспедиции преодолели путь длиной в 9700 километров. Это дорога от г.Тюмени до г.Печенги и обратно. А также сотни километров, которые бойцам дивизии приходилось преодолевать по пояс в снегу, при полном обмундировании и под огнем противника.

 

 

Участники экспедиции «Огненными верстами Победы»,

организованной Тюменской региональной организацией

Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов

Афганистана» во время установки мемориальной доски

«В память о подвиге воинов 368-ой стрелковой дивизии, сформированной осенью

1941 года в г.Тюмени. От благодарных жителей Тюменской области.

Август 2015 года»

у мемориального комплекса «Долина Славы».

74 км. автодороги Мурманск-Печенга, 14.08-14.09.2015.

Автор не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп.6. Д.85 (3344).

 

В г.Вытегре (Вологодская область) находится музей, в котором одна из экспозиций посвящена 368-й дивизии. В с.Ошта (Вологодская область) действует музей под открытым небом «Оштинский рубеж», там установлены памятники: «Скорбящая мать» с мемориальными плитами, на 13 из которых – фамилии наших земляков, и «Здесь был остановлен враг». В Норвегии, в г.Киркенесе стоит монумент с надписью на русском и норвежском языках: «Отважным советским солдатам в память об освобождении города Киркенеса, 1944 год».

 

 

Встреча ветеранов 368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии,

участников Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), у памятника

«Здесь был остановлен враг», где проходила линия фронта в 1941-1944 гг.

Групповой портрет.

с.Ошта, Оштинский район, Вологодская область, 1979.

Автор – Кушников В.В.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4167. Оп.1. Д.117. Л.14.

 

Тюменских ветеранов 368-й Печенгской Краснознаменной стрелковой дивизии уже не осталось в живых. Но их имена, как и имена погибших в боях за Родину, живут в архивных документах и будут жить в памяти земляков.

 



1. Петрушин А.А. Дивизии Тюмени, Югры и Ямала на фронтах Великой Отечественной войны, 1941-1945. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. С.18,19. ГБУТО ГАСПИТО. СИФ № 8039.

2. Напалков Ф.М., Вечер М.Н., Медведев Е.В. От Тюмени до Киркенеса. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. С.8,9. ГБУТО ГАСПИТО. СИФ № 3673.

3. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4059. Оп.1. Д.26. Л.43.

4. Напалков Ф.М., Вечер М.Н., Медведев Е.В. От Тюмени до Киркенеса. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. С.17. ГБУТО ГАСПИТО. СИФ № 3673.

5. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4059. Оп.1. Д.26. Л.30,31об.

6. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4063. Оп.1. Д.43. Л.16.

7. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4059. Оп.1. Д.26. Л.44,44об.,45,46,46об.

8. Напалков Ф.М., Вечер М.Н., Медведев Е.В. От Тюмени до Киркенеса. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. С.47. ГБУТО ГАСПИТО. СИФ № 3673.

9. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4059. Оп.1. Д.26. Л.33-35об.

10. ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4059. Оп.1. Д.26. Л.15-19.

11. Петрушин А.А. Дивизии Тюмени, Югры и Ямала на фронтах Великой Отечественной войны, 1941-1945. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. С.61-65. ГБУТО ГАСПИТО. СИФ № 8039.