Будь готов!

(К 100-летию создания Тюменской областной пионерской организации им. В.И. Ленина)

 

Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина (далее – ВПО), созданная в 1922 г., и замысленная как система воспитания подрастающего поколения, прошла в своем развитии ряд этапов, связанных со значительными событиями советского государства, а именно: образование СССР1, периоды коллективизации и индустриализации, военных конфликтов 1930-гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., послевоенного восстановления и развития народного хозяйства, перестройки, распада СССР и обновления России.

Особым периодом существования ВПО были десятилетия 1970-1980 годов.

Деятельность ВПО приобрела масштабы, значительно превосходившие по значимости свой прообраз и аналог - скаутское движение 1920-х гг. Пионерское движение существенно отличалось от него, т.к. система стала носить всеохватывающий государственный характер. Педагогический опыт, накопленный за неполные пятьдесят лет существования организации, позволил переформатировать многие направления и формы работы с подрастающим поколением.

Совершенствование содержания и методов работы пионерской организации были нацелены на всесторонний охват жизни детей и подростков (качественное образование, развитие творческих способностей, досуг и здоровье), воспитание у школьников стремления к знаниям, сознательной дисциплине, ответственного отношения к своим учебным и общественным обязанностям2. Социальная иерархия «октябрёнок – пионер – комсомолец», способствовала успешной социализации детей и подростков в обществе, обучала коллективизации, взаимовыручке, работе в команде.

Руководство над ВПО осуществлял ВЛКСМ3. Базой организационно-массовой и инструктивно-методической работы с пионерами и пионерскими вожатыми были многочисленные Дворцы и Дома пионеров и школьников, дома культуры, клубы. Комитеты комсомола обеспечивали пионерские дружины кадрами старших пионерских вожатых, подбирали руководителей кружков, клубов, секций, других объединений по интересам, помогали им в организации жизни пионерских коллективов, осуществляли их обучение, подбор, расстановку, повышение квалификации.

Пионеры 1970-х гг. стали значительно отличаться от своих предшественников, пионеров военных и послевоенных лет. Мирная жизнь не требовала самопожертвования от подростков, и они занялись тем, чем должны заниматься дети: учебой, спортом, творчеством. Отрядная деятельность по-прежнему существовала, но она была направлена уже внутрь коллектива. В ведении отряда была борьба за хорошую успеваемость, за воспитание и нравственность всех его членов.

Пионерские дружины СССР начали «шагать» маршрутами Всесоюзных маршей (1970-1987 гг.). Первый Всесоюзный марш пионерских отрядов под девизом «Будь готов!», приуроченный к празднованию 100-летия со дня рождения В.И.Ленина и посвященный 50-летию ВПО, был объявлен в июне 1970 г. на проходившем в г.Ленинграде IV Всесоюзном слёте пионеров.

Девиз являлся главным идеологическим ориентиром программы и связывал деятельность организации в целом с одной стороны с Торжественным обещанием и Законами юных пионеров, а с другой – с основными общественно-политическими событиями в истории страны. Такие маршруты, как «В страну знаний», «Моя Родина – СССР», «Равнение на пионерское знамя», «Пионерстрой», «Сильные, смелые, ловкие», «В мир прекрасного», «Пионер – всем ребятам пример», «Звёздочка», «Мир и солидарность» конкретизировали деятельность и одновременно определяли основные её направления4.

Всесоюзный марш пионерских отрядов «Будь готов!» стал одним из самых масштабных проектов в истории не только отечественного, но и мирового детского движения. Огромный опыт, который был накоплен в ходе реализации этого проекта, достоин детального изучения. Применение этого опыта, его адаптация к современным реалиям, несомненно, может оказать существенную помощь в развитии ныне действующих в России детских и молодёжных общественных организаций и объединений.

Для подготовки статьи были использованы документы архивных фондов Государственного бюджетного учреждения Тюменской области «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» (ГБУТО ГАСПИТО) Ф.П-1444 «Тюменский областной комитет ВЛКСМ» и Ф.4167 «Коллекция документов пионерского движения Тюменской области», содержащие сведения о деятельности Тюменской областной пионерской организации.

Использованные материалы (отчеты, информации городских пионерских организаций юга области о состоянии пионерской работы, подготовке кадров пионервожатых, проведении летних оздоровительных мероприятий; рапорты пионерских дружин средних школ г.Тюмени об участии во Всесоюзном марше пионерских отрядов «Будь готов!») свидетельствуют об истории реализации I этапа первого Всесоюзного марша пионерских отрядов «Будь готов!» (1970-1972 гг.) в городах юга Тюменской области.

 

Деятельность городских пионерских организаций гг. Тюмени, Тобольска, Ишима и Ялуторовска на I этапе Всесоюзного марша «Будь готов!» (1970-1972 гг.)

 

1 августа 2023 г. исполняется 100 лет со дня образования Тюменской областной пионерской организации им. В.И. Ленина, история которой неразделима с судьбой огромной страны и великого государства.

Особенности административно-территориального деления, хозяйственной специфики экономических районов юга и севера, культурно-исторических традиций народов, проживавших на территории Тюменской области5, оказали влияние и на деятельность Тюменской областной пионерской организации, а именно: направления и формы работы городских пионерских дружин, дружин сельских районов юга области и национальных округов приобрели некоторые своеобразные черты.

В 1970-1971 гг. городские пионерские организации гг. Тюмени, Тобольска, Ишима, Заводоуковска6 и Ялуторовска начали работать на I этапе Всесоюзного пионерского марша, посвященного подготовке к празднованию 50-летия ВПО. В основу работы с детьми был заложен принцип непрерывности и систематичности в деятельности пионерских дружин. Приоритетным являлось воспитание «общественно-политической активности пионеров и школьников», привлечение их к участию в трудовых делах города и школы7.

Главным из всех маршрутов программы стал маршрут «В страну знаний!». Он ставил задачу развивать любознательность и пытливость детей, направлять и формировать их интересы, воспитывать ответственное отношение к учебе, расширять и углублять знания, полученные в школе.

Работая по маршруту, в школах г. Тюмени пионеры создавали учебные комиссии, выпускавшие «экраны успеваемости» за неделю, проводили рейды по проверке дневников, тетрадей, выполнению режима дня. В дружинах функционировали консультационные пункты под руководством отрядных вожатых, организовывалась помощь «1+1» для отстающих учеников, штабы «скорой помощи». Пионеры занимались в клубах и предметных кружках, работавших при школах, Дворце пионеров, Дворце юных техников. Были созданы кружки юных друзей милиции, ЮДП8, кинодемонстраторов; новыми формами работы стали организация и проведение тематических игр КВН9, выпуск предметных стенгазет «Знаешь ли ты?»10; проводились декады по физике, химии, математике и биологии. В клубах «Орленок» и «Прометей» средней школы № 21 г. Тюмени на заседания приглашали ученых, специалистов различных профессий, лауреатов Ленинских премий. В школах города работали разнообразные факультативы, творческие объединения, лектории, руководителями которых были родители и шефы школ11. Экскурсии в научные учреждения (институты) и на промышленные предприятия г.Тюмени позволяли учащимся наглядно увидеть и определить круг применения на практике получаемых знаний12, способствовали дальнейшей профориентации.

 

  Педагоги и ученики 5-х классов тюменской школы № 25 им. 368-й Краснознаменной Печенгской дивизии во время общественного смотра знаний.

г.Тюмень, [1971]. Автор – не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4167. Оп.1. Д.80. Л.6.

Не менее интересным выглядел опыт работы пионерских дружин г. Тобольска. Например, на базе школы № 13 был создан клуб «Дружба», при котором работали секции переводчиков, филателистов, литературоведения; научно-географическое общество «Глобус», общество любителей природы «Березка», литературное общество «Конек-горбунок»13.

Работу по патриотическому воспитанию детей, по сохранению трудовых и боевых традиций, по изучению истории и культуры народов СССР, а также по краеведению предусматривали маршруты «Моя Родина — СССР!» и «Равнение на пионерское знамя!»

В этом направлении в школах г. Тюмени была объявлена экспедиция «Мое отечество – СССР», создавались экспедиционные отряды, работавшие в разных направлениях. Так в школьных дружинах Ленинского района г. Тюмени экспедиционные отряды 4-х классов работали по направлению «К тайнам природы», 5-6-х классов – «Имя Ленина на знамени нашем», 7-х классов – «Союз нерушимый республик свободных»14. Работая по своим направлениям, пионеры знакомились с жизнью сверстников, культурой, искусством и традициями народов СССР, изучали историю родного края.

В канун 25-летия победы в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) в пионерской среде активизировалась тимуровская работа, поисковая деятельность отрядов «красных следопытов». Большинство пионерских дружин носили имена героев войны или боролись за это почётное право.

 

  Кузнецов В.И (второй слева), брат Кузнецова Н.И., Героя Советского Союза (1944, посмертно), во время встречи с членами пионерской дружины тюменской школы № 37.

г. Тюмень, [1971]. Автор – не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4167. Оп.1. Д.78. Л.24об.

 

Примечательна деятельность юных поисковиков по теме «Наши родители – участники Великой Отечественной войны». В результате длительных поисков пионерам-школьникам г. Тюмени удалось найти Марьина Ивана Степановича, тюменца, шофера АТХ-1, который во время войны повторил подвиг А.Маресьева15.

Особо показательным стал опыт поисковой работы Дворца пионеров и школьников г. Тюмени. В 1972 г. был организован и открыт для посетителей музей пионерской и комсомольской славы, при котором начал работать клуб «Искатель» под руководством Кашлевой Н.М. В задачи клуба входило проведение массовых мероприятий (встреч с ветеранами пионерии и комсомола, участниками Великой Отечественной войны, походов и экскурсий по местам «революционной, боевой и трудовой славы»), ведение и популяризация поисковой работы на базе музея.

Значимым направлением работы клуба являлась выставочная деятельность. Ежемесячно в музее Дворца пионеров и школьников проводились выставки школьных музеев, посвященные итогам поисковых работ («Братская могила на Текутьевском кладбище», «Алеша Конюков – наш земляк», «Воины Северо-Западного фронта» и пр.).

Всего в начале 1970-х гг. в школах г. Тюмени работали 6 музеев и 20 комнат боевой и трудовой славы, в которых велась активная работа по сбору материалов о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Н.И. Кузнецове, М. Мельникайте, защитниках Брестской крепости, комсомольцах, пионерах-героях)16.

В школах г. Тобольска в тот же период были созданы 2 историко-краеведческих музея, 8 ленинских комнат, 3 уголка и 6 комнат боевой славы. Отряды «красных следопытов» занимались поисковой работой, ходили в летние походы по местам боевой, трудовой и революционной славы.

В канун 50-летия ВПО в тобольском городском Доме пионеров в рамках подготовки открытия Музея пионерии, под руководством Евсеева Ф.М., ветерана пионерского движения, была создана лекторская группа, которая читала лекции по истории пионерского движения г. Тобольска17.

Каждый отряд имел свою зону пионерского действия по месту жительства, где следопыты находили участников войны, записывали ценные воспоминания, оказывали необходимую хозяйственную помощь ветеранам. Помимо этого, участие в маршруте «Равнение на пионерские знамена» способствовало не только изучению истории пионерской организации, но и внедрению в жизнь лучших традиций, появившихся у пионерии.

Особенно заметной являлась работа пионерских дружин на маршруте «Пионерстрой». Отряды пионеров имели постоянный трудовой объект, на котором они еженедельно работали определенное количество часов: «школы № 4 – на КСК18, школа № 5 – на заводе «Строймаш», школа № 25 – на железной дороге, школа №37 – на Сетевязальной фабрике, школа № 40 – на заводе АТЭ19.

 

  Педагоги и ученики старших классов тюменской школы № 25 им. 368-й Краснознаменной Печенгской дивизии во время сбора макулатуры.

г. Тюмень, [1971]. Автор – не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4167. Оп.1. Д.80. Л.42.

 

Члены школьных пионерских дружин ежегодно принимали активное участие в сборе металлолома и макулатуры. Силами пионеров школ Ленинского района г.Тюмени в 1972 г. было собрано 320 тонн металлолома и 27 тонн макулатуры. Тюменские пионеры во внеучебное время помогали на строительстве новых школ города и в ремонте подшефных сельских школ. Активнейшее участие пионерские отряды принимали в озеленении прилегающих к школам жилых районов, в закладках городских парков и скверов20.

 

  Ученики 4 «А» и 4 «Б» классов тюменской школы № 25 им. 368-й Краснознаменной Печенгской дивизии во время субботника.

г. Тюмень, [апрель 1971]. Автор – не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф.4167. Оп.1. Д.80. Л.44.

 

Пионерский маршрут «Сильные, смелые, ловкие» был наиболее востребован среди школьников и носил массовый характер. Форматы мероприятий этого направления были нацелены на воспитание у детей и подростков, в первую очередь, чувства коллективизма, способствовали формированию морально-волевых качеств характера, а так же сохранению физического здоровья.

Очень популярными были соревнования по футболу во Всесоюзных соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч». Соревнования юных футболистов были традиционными. В них участвовали команды, организованные из ребят по месту жительства. Соревнования проводились среди мальчиков по двум возрастным группам, 11-12 и 13-14 лет. Всего летом 1971 г. только в г. Тюмени было организовано более 150 дворовых и уличных команд. Команды «Прибой» школы №15 Ленинского района г.Тюмени и «Чайка» домоуправления № 5 Калининского района г.Тюмени стали победителями областного финального тура и получили право участвовать в зональных республиканских соревнованиях в г.Омске и г.Новосибирске21.

Пионерский маршрут «Зарница» фактически выделился в отдельный маршрут Всесоюзного марша, на котором совместно с маршрутом «Сильные, смелые, ловкие» была сосредоточена вся деятельность по военно-патриотическому воспитанию и спортивно-массовой работе. Основные цели «Зарницы» – воспитание у детей и подростков гражданской сознательности и патриотизма; обучение прикладным (практическим) навыкам военного и походного дела; воспитание командного духа, атмосферы взаимовыручки и товарищества; подготовка к предстоящей службе в армии.

«Зарнице» отводили значительную роль. В кружках стрелков, разведчиков, саперов, санитаров, изучении боевого оружия, ориентирования на местности с пионерами работали курсанты ТВВИКУ22, шефы-производственники, родители и офицеры запаса23. Систематически в школах проходили спортивные мероприятия, смотры строя и песни, встречи и беседы с участниками Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)24.

Летом 1971 г. юнармейский отряд средней школы № 33 г. Тюмени принимал участие в финале Всесоюзной игры «Зарница» в г. Бресте (БССР25). Юнармейцы показали достойные результаты. По итогам игры тюменские школьники были награждены медалью «Победителю военно-спортивной игры «Зарница»» от редакции газеты «Пионерская правда», шестеро юнармейцев – медалями «За отличие», восемь – значками «Готов к гражданской обороне СССР»26.

 

  Ученики 4 «А» и 4 «Б» классов тюменской школы № 25 им. 368-й Краснознаменной Печенгской дивизии во время выступления на смотре строя и песни.

г. Тюмень, [1971]. Автор – не установлен.

ГБУТО ГАСПИТО. Ф. 4167. Оп.1. Д.80. Л.30.

 

Пионерский маршрут «Мир и солидарность» предполагал работу по воспитанию детей и подростков в духе патриотизма и интернационализма и был призван крепить дружбу детей различных национальностей. Например, в школах г.Тобольска работало 6 клубов национальной дружбы27. Участники клубов вели активную переписку с пионерскими организациями зарубежных стран ГДР28, Чехословакии, Франции, Швеции и городов СССР; проводили фестивали, праздники, посвященные Дню защиты детей, конкурсы рисунков, создавали календари знаменательных дат29.

Для воплощения комплекса мер в рамках маршрутов «Пионер – всем ребятам пример» и «Звёздочка» проводилась масштабная работа по обучению организаторов и пионерских вожатых. В областном центре их подготовка осуществлялась на базе тюменского Дворца пионеров и школьников30, где работали летние лагеря пионерского актива «Пионерская республика», пионерского и комсомольского актива – «Искатель», комсомольского актива – «Ровесник».

Педагоги, организаторы-общественники, комсомольские и пионерские вожатые активно включались в работу воспитательно-оздоровительных кампаний. Благодаря развертыванию большого количества самых разнообразных лагерей (загородных, школьных, лагерей и детских площадок при домоуправлениях для школьников младшего и среднего возраста, лагерей труда и отдыха для старшеклассников, военно-спортивных, туристских и др.) значительная часть детей и подростков во время школьных летних каникул была вовлечена в общий процесс реализации направлений Всесоюзного марша.

Для руководства работой с детьми в городских пионерских лагерях и площадках, домоуправлениях, ЖКО31 и ЖКК32 создавались комсомольско-пионерские штабы.

Показательными можно назвать форматы отдыха детей городских пионерских организаций по летней оздоровительной работе, направленные, в том числе, на предупреждение детской и подростковой преступности.

Так летом 1971 г. в областном центре работали 22 городских пионерских лагеря, 1 спортивный, 2 пионерских отряда при студенческих отрядах на «лесобазе «Тура»»; 80 детских оздоровительных площадок, 87 футбольных команд, участвовавших в городских соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» и клуб юных летчиков33. В г. Тобольске – 2 загородных и 3 городских пионерских, 4 трудовых лагеря, спортивный и военизированный лагеря; функционировали детские площадки при шести школах города34, 9 ведомственных детских площадок, организованных предприятиями города («Мясокомбинат, Биофабрика, Подразделение-2, Тоболторг, Техучасток, Судоверфь, Судоремонтный завод, Речпорт»)35, вожатыми и воспитателями которых работали студенты «педучилища и педиститута»36. В г. Ишиме были организованы 2 загородных пионерских лагеря, 2 загородные дачи и 1 спортивный лагерь труда и отдыха; при всех средних школах, при школе-интернате № 6, Доме пионеров и станции юннатов – пионерские лагеря дневного пребывания, 32 оздоровительные площадки. Помощь в оборудовании детских пионерских лагерей и спортивных площадок оказывали завод «Ишимсельмаш» и Автоприцепный завод. При домоуправлении № 1. г. Ишима был открыт пионерский лагерь «Спутник», педагогический коллектив которого составляли студенты студотряда Днепропетровского университета и Ишимского пединститута37. В г. Ялуторовске – 6 летних школьных площадок; туристическая база при Доме пионеров; волейбольные, баскетбольные и футбольные команды, секции шашек и шахмат при Детской спортивной школе»; кружки детского технического творчества (авто-, судомоделирования) при Станции юных техников38.

Таким образом, I этап Всесоюзного марша «Будь готов!» был комплексной программой мероприятий, объединивших разностороннюю работу пионерских отрядов, ставших основой для коренного улучшения деятельности городских пионерских организаций, совершенствования стиля руководства пионерскими дружинами и отрядами с привлечением общественности к работе с детьми.

Продолжение следует…

 



1. СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

2. ГБУТО ГАСПИТО, СИФ, № 842. О задачах комсомольских организаций по выполнению постановления ЦК КПСС «О 50-летии Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина». Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Документы и материалы. 1920-1974 гг. М.: «Молодая гвардия», 1974. С. 221-222.

3. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи.

4. Балакирев А.Н. Всесоюзный марш пионерских отрядов "Всегда готов!" и его реализация в Бурятии в 1970-1980-х гг. Электронный ресурс: https://uchimsya.com.

5. Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII-XX вв.). Под ред. В.П. Петровой. Тюмень: ООО ТНЦ «ТюменьНИИГипрогаз»; ФГУ ИПП «Тюмень», 2003. С. 66.

6. Материалы и документы о деятельности городских пионерской организации г. Заводоуковска на государственное хранение не поступали (прим. сост.).

7. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1115. Л. 106.

8. ЮДП – Юные друзья пожарных.

9. КВН – Клуб веселых и находчивых.

10. КВН – Клуб веселых и находчивых.

11. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1112. Л. 81-82.

12. Там же. Ф. 4167. Оп. 1. Д. 85. Л. 4-5.

13. Там же. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1112. Л. 97.

14. Там же. Л. 82.

15. Там же. Л. 77.

16. Там же. Ф. 4005. Оп.1. Д. 53. Л. 53-53об.

17. Там же. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1112. Л. 98.

18. КСК – Камвольно-суконный комбинат.

19. АТЭ – Завод автотракторного оборудования.

20. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1112. Л. 79-80, 83-84.

21. Там же. Д.1119. Л. 8-10.

22. ТВВИКУ – Тюменское высшее военно-инженерное училище.

23. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1112. Л. 78.

24. Там же. Л. 84.

25. БССР – Белорусская Советская Социалистическая Республика.

26. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1158. Л. 41-42.

27. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1158. Л. Л. 98.

28. ГДР – Германская Демократическая Республика.

29. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1112. Л. 98-99.

30. Там же. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1114. Л. 19-20.

31. ЖКО - Жилищно-коммунальный объект.

32. ЖКК – Жилищно-коммунальный комплекс.

33. ГБУТО ГАСПИТО. Ф. П-1444. Оп.1. Д.1114. Л.22-23.

34. Там же. Л.9-10.

35. Там же. Л.16.

36. Там же. Л.10.

37. Там же. Л.1-8.

38. Там же. Л.31-32.