ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ

ТЮМЕНСКОЕ АЛЕКСАНДРОВСКОЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ.

Ученики и педагоги

 

В преддверии Дня учителя, отмечаемого ежегодно 5 октября, и поздравляя с этим замечательным праздником педагогов, преподавателей, наставников и всех, посвятивших свою жизнь нелегкому труду обучения и воспитания подрастающего поколения, продолжаем рассказ о первом в нашем городе среднем учебном заведении – Александровском реальном училище.

Открылось оно 145 лет назад 15(27) сентября 1879 года, и находилось в лучшем здании города, построенном на средства тюменского купца Прокопия Ивановича Подаруева. Но достоинство учебного заведения и качество образования, полученного в нем, зависит все-таки не от красивого здания, а от профессионализма преподавательского состава и наличия материально-технической базы.

Первым директором училища стал ученый и исследователь, действительный статский советник Иван Яковлевич Словцов, награжденный за свои труды орденами Св. Станислава 1-й и 2-й степеней, Св. Владимира 3-й и 4-й степеней, Св. Анны 2-й степени. Во многом благодаря ему сложился тот коллектив педагогов, и была создана такая материальная база, которые позволили училищу стать лучшим в Западной Сибири. Преподавал Иван Яковлевич историю и географию, состоял классным наставником в VII классе.

В документах училища сохранился именной список лиц, служивших в Александровском реальном училище, профессиональная подготовка которых впечатляет: это выпускники столичных и других вузов страны, имевшие блестящее образование и пользовавшиеся несомненным авторитетом не только у ребят, но и у научного сообщества того времени. Историю наряду с директором преподавали Почетный попечитель Спиридон Николаевич Васильев, окончивший курс в Московском университете, и надворный советник Иван Флегонтович Виноградов, окончивший полный курс наук в Московском университете с дипломом 1-й степени, награжденный орденом Св. Станислава 3-й степени. Русский язык преподавал исполняющий обязанности инспектора статский советник Алексей Яковлевич Силецкий, действительный студент Санкт-Петербургского университета, также награжденный орденами Св. Анны и Св. Станислава. Математику вели статский советник Петр Иосифович Перешивалов, окончивший курс в Харьковском университете с дипломом 1-й степени, и инженер-механик Николай Владимирович Погоржельский, окончивший курс в Московском техническом училище. Рисование преподавал статский советник Николай Васильевич Кузьмин, окончивший Строгановское училище технического рисования со званием ученого рисовальщика и также имевший знаки отличия в виде орденов Св. Станислава и Анны. На должность врача училища был приглашен военный врач Павел Григорьевич Катаев – выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии.1

Талантливые педагоги училища подготовили немало выпускников, ставших известными в нашей стране и за ее пределами. В разные годы в стенах Тюменского Александровского реального училища обучались писатель Пришвин М.М., заслуженный врач-педиатр Карнацевич С.И., советский государственный и партийный деятель Красин Л.Б., оперный певец Лабинский А.М. и другие.2

Стараниями директора при училище появились естественно-исторический музей и огромная библиотека. К 1905 году музей содержал 8861 предмет сибирских минералов, коллекций по палеонтологии 721 экземпляр, по ботанике 138, по зоологии 909, по доисторической и исторической археологии 771 предмет. По воскресным и праздничным дням с двенадцати до трех часов дня музей был открыт для жителей города, а экскурсии по музею проводили сами учащиеся.3

Библиотека реального училища занимала два зала, заключала в себе 4351 название в 9371 томе и разделялась на фундаментальную и ученическую. Обе имели хронологический, систематический, алфавитный и карточный каталоги. Общая стоимость фундаментальной библиотеки составляла 21580 рублей 79 копеек по ценам 1905 года, ученической – 2437 рублей 60 коп.4

Кроме этого, большие средства были выделены на оснащение естественно-исторического кабинета, состоящего из космографического, этнографического, археологического, минералогического, геологического, ботанического, зоологического отделений, химической лаборатории, механического, технического и физического кабинетов.5

Училище считалось общедоступным, так как стоимость платного обучения была невысокой. Например, в 1887 году в училище обучалось 5 детей дворян и 24 человека – крестьянские дети.6 В ведомости о распределении учеников по вероисповеданиям и сословиям к 1 января 1889 года общее количество учащихся – 128, из них 40 человек дворянского сословия и детей чиновников, 1 духовного звания, 57 представители городского сословия, 21 сельского, 4 иностранца, подавляющее большинство учеников было православного вероисповедания – 113, римско-католического – 7, лютеранского – 3, магометанского – 1, иудейского – 3, прочих вероисповеданий – 1.7

В аналогичной ведомости за период к 1 января 1905 года в училище обучалось уже 230 учеников, 205 человек православного вероисповедания, большинство – представители городского и сельского сословия (96 и 52 соответственно), 77 – дворяне, 2 иностранца и 3 – духовного звания, при этом 138 учащихся изучали одновременно два языка – французский и немецкий (можно было выбрать один), гимнастике же обучались все 230 учеников.8

Для поддержки учащихся из наиболее бедных семей назначались стипендии. Также педагогический совет на основании устава реальных училищ Министерства Народного Просвещения от 1888 года мог освободить от платы за учение детей «недостаточных» родителей, заслуживающих освобождения по своим успехам и поведению.9 Так в списке учащихся, освобожденных от оплаты за обучение педагогическим советом Тюменского Александровского реального училища 15 октября 1897 года, значится ученик 1 класса Россомахин Павел – будущий художник, окончивший впоследствии Петербургскую академию художеств, член Союза художников СССР, Россомахин Павел Афанасьевич (1886-1956 гг.), первый директор Тюменского областного краеведческого музея. В документах училища имеется и его экзаменационная работа по русскому языку, написанная 1 мая 1903 года на предложенную тему: «Знание – самое прочное богатство человека».

 

 
 

Протокол педагогического совета Тюменского Александровского реального училища от 15 октября 1897 года о назначении стипендий учащимся.

ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 36. Л. 53, 56 об., 57, 57 об.

 

 
 

Экзаменационная работа письменного испытания по русскому языку ученика VI класса Александровского реального училища Россомахина Павла от 1 мая 1903 года. Беловой вариант.

ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 59. Л. 61-61 об., 64-64 об.

 

Надо также сказать, что написание сочинения – это не единственное испытание по русскому языку, которое ожидало учащихся. Для учеников VI класса испытание было письменным (сочинение) и устным. Согласно протоколу устного испытания учеников VI класса по русскому языку от 2 июля 1903 года Россомахину Павлу достался вопрос о творчестве Лермонтова, в котором он должен был изложить его биографию, содержание, построение, и художественную сторону произведения «Герой нашего времени», дать характеристику главных героев, а также ответить на вопрос по творчеству Пушкина, выразить общий взгляд на него как человека и поэта. Испытание продолжалось 18 минут. Экзаменационная комиссия, состоящая из директора, двух преподавателей словесности, законоучителя и классного наставника, оценила ответ баллом 3.10

Однако, если судить по работам учащихся и выставленным за них отметкам, можно сделать вывод, что оценивались работы крайне строго. В документах училища имеется обращение родительского комитета к педагогическому совету о том, что баллы аттестатов выпускников училища не высоки, но при поступлении в ведущие вузы страны они показывают отличные знания и успешно сдают вступительные испытания наряду с выпускниками иных училищ, имеющими более высокие баллы аттестатов. Об этом же свидетельствует и протокол педагогического совета Тюменского Александровского реального училища от 1 апреля 1908 года, который состоялся по поводу проведения испытания того же Павла Россомахина на получение звание домашнего учителя математики. Как из него следует, педагогический совет признал письменные работы по алгебре и геометрии Павла хорошими, а устные ответы, данные Россомахиным, очень хорошими, оценил его познания баллом 5 и допустил к пробному уроку на следующий день в 1 параллельном классе в присутствии комиссии.11.

Не менее сложным было испытание по французскому языку: ученикам VI класса, приглашенным для испытания в зал училища, было предложено после прочтения молитвы и раздачи необходимых письменных принадлежностей (листов бумаги с печатью училища и подписью директора, чернил и перьев) сделать перевод на русский язык статьи на французском языке. Статья записывалась на французском, затем нужно было сделать ее грамотный перевод, что и оценивалось.12.

Для понимания того, насколько сложным было обучение в училище, предлагаем вашему вниманию несколько ученических работ будущего камерного певца, окончившего Петербургскую консерваторию по классу сольного пения, солиста Мариинского и Большого театров, заслуженного артиста РСФСР, первого посланника искусств России в Японии, Франции, Италии, Германии и трагично погибшего во время бомбежки немецко-фашистскими захватчиками города Ленинграда в 1941 году Андрея Марковича Лабинского (1871-1941 гг.).13 Работы были выполнены им в возрасте 10 лет. По географии, например, ему приходилось работать не с контурной картой, как это привычно нам, а нарисовать ее самостоятельно, по французскому языку под диктовку написать и перевести иностранный текст.

Глядя на детские работы учеников более чем столетней давности хочется спросить: а Вы смогли бы достойно пройти обучение в Тюменском Александровском реальном училище Российской империи?

 

Лабинский Андрей Маркович, выпускник Тюменского реального училища, оперный певец, заслуженный артист республики в роли Тангейзера в опере Р. Вагнера «Тангейзер».

Дата, место и автор съемки не установлены. Фотокопия 20.09.1990

ГБУТО ГАТО. Ф. 1-Ф. Оп. 1. Д. 5324.

 

 

 

Отчетная ведомость Тюменского Александровского реального училища за IV четверть 1880-1881 учебного года по географии, III класс.

ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 56. Л. 169-169 об.

 

 

 

Работа по географии ученика III класса Тюменского Александровского реального училища Лабинского Андрея 1880-1881 уч. год.

ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 56. Л. 551-551 об.

 

 

 

Письменная работа (сочинение) по русскому языку ученика III класса Тюменского Александровского реального училища Лабинского Андрея 1880-1881 уч. год.

ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 56. Л. 304-304 об.

 

 

Письменная работа (диктант) по русскому языку ученика III класса Тюменского Александровского реального училища Лабинского Андрея 1880-1881 уч. год.

ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 56. Л. 305.

 

 

Экзаменационная ведомость Тюменского Александровского реального училища III класса по устному и письменному испытаниям по русскому языку 23 и 28 мая 1881 года.

ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 56. Л. 471.

 

 

Письменная работа по французскому языку ученика III класса Тюменского Александровского реального училища Лабинского Андрея 1880-1881 уч. год.

ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 56. Л. 432.

 

 

Работа по географии одноклассника Лабинского Андрея ученика III класса Тюменского Александровского реального училища Кочешова Алексея 12 февраля 1881 года.

ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 56. Л. 548.

 

Статью подготовил главный архивист Т.И. Белоусова



1. ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 1. Л. 89-96.

2. ГБУТО ГАТО. СИФ. Инв. № 6306. Л. 10.

3. ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 1. Л. 27об.-28.

4. Там же Л. 27.

5. Там же Л. 27 об.

6. ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 64. Л. 92-93 об.

7. ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 206. Л. 1-2.

8. ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 1. Л. 46-47, 49.

9. ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 36. Л. 56 об.

10. ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 59. Л. 8-9.

11. ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 39. Л. 36-37.

12. ГБУТО ГАТО. Ф. И-57. Оп. 1. Д. 59. Л. 116.

13. ГБУТО ГАТО. Ф. Видеофонд. Оп. 1. Ед. хр. 346. Ед. уч. 118. Фильм «Тишина» ГТРК «Регион –Тюмень».